На главную » Все статьи » ЗА ФОРЕЛЬЮ В АЛЬПЫ

ЗА ФОРЕЛЬЮ В АЛЬПЫ

за форельюКрасота Альпийских гор манила меня уже давно (1). Заснеженные вершины, цветущие луга, голубые озера и бурные реки заставят восхищаться даже самого отчаянного приверженца городской суеты. Но у меня был и еще один интерес — спиннинговая рыбалка, а ловля форели казалась самым привлекательным из того, что могут подарить горные реки и озера.

И вот, в один прекрасный момент мы с женой спешно приняли отчаянное решение поехать в Альпы на две недели. Запланированный маршрут должен был пролечь по горам в Швейцарии, Италии, Австрии, Германии, его общая протяжённость была около 2000 км. Перед бронированием отелей начался хаотический поиск информации о том, как и где можно ловить рыбу в этих странах — чтобы и закон не нарушить и, в то же время, не унизить свое рыбацкое достоинство. Поиски в Интернете дали понять, что в Швейцарии и Германии «проездом» половить не получится.

Дело в том, что в этих странах надо пройти курс подготовки и только после сдачи экзамена получить паспорт рыболова, позволяющий ловить рыбу в озерах и реках. А вопросы на экзаменах весьма курьёзные, из разряда: «Сколько икринок содержится в 1 кг щучьей икры?»… Забегая наперед, скажу, что в озерах Швейцарии ловить можно без лицензии. А в двух других странах не совсем понятно — что да как? В общем, надо ехать и разбираться на месте. В итоге, после освоения немалого объёма информации, для рыбалки были выбраны две страны: Италия и Австрия. А в остальных — как получится…

форельПервой нашей альпийской страной стала Швейцария. Прогуливаясь вдоль озер и рек, вдыхая чистый горный воздух и подставляя лицо теплому весеннему солнцу, забываешь обо всех бытовых проблемах и рабочих буднях, и просто наслаждаешься жизнью! Однако, даже среди такой красоты меня не покидали мысли о рыбалке — инстинктивно в каждом водоеме я выискивал подводных обитателей (2).

На одной из придорожных стоянок на швейцарском озере Люцерн увидел собратьев по увлечению, усердно пытающихся что-то ловить. Я решился подойти к ним и расспросить про ловлю. К счастью, ребята хорошо говорили по-английски, они сказали, что здесь в озерах можно ловить и без лицензии. Звучало это приблизительно так: «You can catch fish on all lakes in Switzerland without license, bla bla bla…». Говорили они что-то еще, но что именно, я уже не помню, так как все мои мысли тогда были о том, что я сейчас смогу собрать спиннинг и свободно ловить рыбу в еще недавно недоступной для меня в плане рыбалки Швейцарии (3)!

за форельюС собой у меня было два дорожных комплекта: фастовый 4-частный хеви с тестом 15-40 гр. китайского производства и ультралайтовый 4-частник Favorite Blue Bird с двумя вершинками: 0-5 гр. и 1-7 гр. Выбор пал на ультралайт 1-7 гр. с катушкой Shimano Stradic 2500 Cl4. И вот, радостный, я бегу к озеру в предвкушении поимки озерной рыбы. Но поймал я ровным счетом — ничего! Водное зеркало озера большое, времени у меня было мало… Стало понятно, что здесь, как и в родных водоемах, ради поклевки надо потрудиться. Но я не разочаровался — ведь даже и не рассчитывал на рыбалку в этой красивой (но со строгими законами) стране. К тому же, дальше меня ждала Италия, а там с рыбной ловлей должно быть попроще.

Небольшой синий дорожный знак со звездочками ЕС и надписью «Italy» дал знать, что мы уже в Италии. Первое большое озеро — Como, красивое, чистое с большими шикарными виллами вдоль берегов. Подходов к воде уже меньше, на первой линии располагаются «сиротские домики». В воде под берегом не спеша плавают стаи 2-килограммовых карпов.
Отель, с которого должно было начаться мое первое знакомство с местной рыбалкой, носил громкое название «European Union of Fly Fishers». Конечно, меня как спиннингиста, такое название одновременно и манило, и немного отталкивало — ведь нахлыстовики часто считают нас, спиннингистов, варварами, которым только и нужно, чтобы повесить побольше тройников на приманки.

за форелью форельНаходится отель в красивейшем месте среди гор (4), а всего в десяти метрах от отеля протекает речка — и она с форелью! Я сразу стал спрашивать хозяйку отеля про рыбалку, но оказалось, что та совсем не говорит по-английски. Тут началась игра «в крокодила». С нашей стороны звучало: «fishing», «license»; со стороны хозяйки: «pesca» и «pescare». В общем, на следующий день мне пообещали выдать лицензию. С утра, кое-как заполнив данные, я получаю лицензию (карту) на ловлю рыбы. Выдается она на определенный регион страны, который может включать несколько участков рек и озер с разными видами ловли. Стоит лицензия в среднем 30 евро, а мне досталась бесплатно. Тут англо-итальянское непонимание, вроде бы, сыграло мне на руку — я могу ловить бесплатно!

Но через несколько дней выяснилось, что все-таки этого не достаточно для ловли в Италии. Нужно еще получить паспорт рыболова, который выдается на 10 лет, стоит 32 евро и действует на всей территории страны. То есть, без этого «документа рыбака» вы не имеете права получить лицензию (карту), и уж тем более, ловить рыбу. Получить паспорт можно в информационных туристических точках в больших деревнях или городах, а также на почте или в других муниципальных учреждениях. Информационные центры находятся почти во всех более-менее крупных населенных пунктах, и там можно узнать — где получить паспорт и лицензии. Но в то утро я этого не знал, и поэтому нагло и уверенно отправился за снастями.

Собирая спиннинг, вижу боковым зрением, что кто-то рядом собирает нахлыстовую снасть. Ускоряемся. Ага, я первый иду к реке, но меня останавливает этот самый конкурент и говорит, что он участник зарыбления этого участка реки коричневой форелью, ловить тут спиннингом нельзя. Только «fly fishing» и только «no kill».

за форелью форельОткуда ты взялся?! Демонстративно достаю свою лицензию и протягиваю ему, он тут же показывает на участок реки и пункт «mosca» — это и есть по нашему нахлыст, а спиннингисты «идут лесом», точнее, могут ловить ниже по течению, через километр, за мостом. Я понимаю, что этот зарыбленный участок уж очень «вкусный» для меня, я-то видел форель в нем, предлагаю ему пустить меня с одинарными безбородыми крючками на приманках и моей честной клятвой рыболова все отпускать. Но нет. В ответ только: «Sorry, you are not fly fisher». Вот они нахлыстовики, отшили меня, как школьника. Ну что ж, едем ниже по течению — к мосту, от которого мне уже можно ловить и «can kill» все, что я там вытащу из реки (5). Становлюсь сразу же за мостом, десяток забросов — ноль, значит, все-таки, не везде рыбы много. Продвигаемся дальше, заброс — есть!

за форелью форельА я было начал переживать, что не будет у меня форелей. Настроение поднялось, погода прелесть, река очень интересная. Идем дальше, забросы под камни небольшой колебалкой с одинарником не приносят результата, а вот на ровной реке опять следует удар, и небольшая форель в оранжевых пятнах у меня на крючке. Фотосессия — и отпускаю её, пусть забирает кто-то другой, а я сюда не за рыбой приехал. При очередном забросе вижу, как форель бьет блесну, меняю её на мелкую вертушку — и сразу же поклевка. Итог: четыре форели с 300-метрового участка. Что ж, неплохо. Теперь можно ехать в Доломиты и пытать счастье уже в горных озерах.

за форелью форельСледующая остановка была в Доломитовых Альпах — самых красивых горах, что мне встретились за поездку (6). Сразу же едем в отель и начинаем выяснять на счет ловли рыбы в озерах. Хозяйка отеля мило соглашается нам помочь и обзванивает информационные центры. И тут меня ждал сюрприз — надо получить сначала паспорт рыболова, о котором я упоминал раньше. В отеле озвучили примерную сумму за паспорт 60 евро (который стоит 32 евро), плюс 35 евро за лицензию. Дороговато, как для одного дня. Нам советуют более точно узнать цены в отеле у озера. Что ж, проверим ситуацию там. Описывать красоту озера Lago di Braies я не возьмусь, скажу лишь, это самое великолепное место, что я видел в своей жизни — изумительное озеро среди красивейших гор (7). Тут цена уже 50 евро за паспорт и 30 евро за лицензию для ловли на озере. Дешевле, но стоимость все так же озвучена приблизительно. Значит, завтра надо ехать в информационный центр и все узнавать, а сегодня просто будем ходить и наслаждаться великолепными пейзажами и силуэтами рыб в воде (8).

за форелью форельУтро следующего дня. У нас разведка боем — едем в ближайший городок за информацией про паспорт и лицензии на озерах и реках. В инфо-центре объявляют уже точную цену: 32 евро за паспорт, по 16 евро за каждую наклейку — одну государству, вторую — себе. Но рыбалка все равно получается дороговата — 62 евро. До границы с Австрией всего 10 км. Недолго думая, решаем проверить ситуацию там. Что мы въехали в Австрию, стало понятно только по надписям на немецком языке.
Находим информационный центр, и тут нас ждет уже приятный сюрприз. Оказывается, что с рыбалкой в Австрии немного проще — просто приезжаешь и на месте покупаешь лицензию стоимостью от 22 до 35 евро на определенный участок, и потом свободно ловишь.

Нам предлагают на выбор частное озеро и реку. Река мне более интересна, но в озерах я еще не ловил. Решаем проверить — что лучше? Едем осматривать. Частное озеро небольшое, окружено «маточниками», в которых разводят форель. Замечаем рыбаков с уловом. Местные ловят удилищем, подобным heavy feeder длиной около 4 м — с большим поплавком, тяжелым грузилом на конце и двумя крючками на поводках. Наживка — червь. Снасть довольно грубая, с точки зрения спиннингиста, совсем непривлекательная. Едем смотреть реку. Рядом с домом, где выдают лицензии, протекает небольшой ручей, в котором видим много рыбы, есть особи и до 1 кг. Заманчиво! Бежим уточнять — а вдруг и ручье ловить можно? Но нет. Лицензия только для нахлыстовиков, и только на реку. А ручей, на который я уже «положил глаз» — это маточник. Вот такое у нас точно никогда не увидишь, — ведь ручей протекает прямо по поселку среди домов, а количество рыбы в нем просто огромное (9).

за форелью форельТем не менее, мужчина, выдающий лицензии, сделал выбор за нас, и нам ничего не оставалось, как рыбачить на озере — на этом мы поставили точку. В предвкушении завтрашней рыбалки поехали наслаждаться видами гор и ароматом цветущих лугов.
Сытно позавтракали, захватили с собой чай в термосе и отправились на рыбалку. Заезжаем в отель, расположенный рядом с озером, чтобы купить лицензию. Нам выдают документ в обложке — это оказалась не совсем лицензия, а что-то типа пропуска на пруд, его надо будет сдать обратно. За него с нас берут 35 евро и паспорт в залог, который обещают вернуть, если не будем ловить в маточниках возле озера.

На пруду нас догоняет хозяин и еще раз проверяет, верно ли мы его поняли? На затоптанном рыбацком месте уже сидят два аборигена, потягивая пиво и что-то «шпрехая» на своем. Становлюсь прямо перед ними, но добросить до «вкусных» мест не получается. Снасти все те же: Favorite Blue Bird Travel 1-7 гр. С катушкой Shimano Stradic Cl4. Ставлю «кастмастер» — летит далеко, но форель не ловит. Меняю на вертушку с тяжелым за форелью форельсердечником — есть! Не крупная, но все же форель (10). Передвигаемся дальше по берегу, ставлю снова микро-колебалку и на третьем забросе вижу стремительную атаку и поклевку. Эта форель чуть крупнее, после фотосессии отправляю ее обратно в воду. До обеда удается выловить еще с пяток небольших форелей, — вроде бы, неплохо. Рыбалка рыбалкой, а обед по расписанию. В очередной раз пробуем новые для нас блюда национальной кухни, и обратно на озеро. Но после обеда активность рыбы заметно снизилась. До вечера удалось заработать всего несколько поклевок, а вот поймать — ничего. Мы решили сворачивать удочки и ехать в отель отдыхать.

Следующую рыбалку я решил провести на реке. Уже по проверенной схеме заезжаем в информационный центр, узнаем, что нам удобнее всего приобрести лицензию в инфо-центре следующего населенного пункта и отправляемся в указанное место. Там нам предлагают лицензии на трех разных участках рек. Быстро выбираем, как нам тогда показалось, лучший участок протяжённостью 7 км. Лицензия нам обошлась в 22 евро, плюс 5 евро за гостевую карту. Находим место, где можно припарковаться и есть подходы к реке. Река очень красивая, выглядит перспективно, все обнадеживает. После трёх десятков пустых забросов понимаю, что рыбы тут нет. Сюрприз! Значит, не во всех реках она есть. Перемещаемся выше по течению. Вода мутная, поклевок нет. Не буду много описывать, как мы ездили вдоль всего речного участка, пытаясь хоть что-то поймать. После обеда уставшие, откровенно расстроенные, впустую потратив 27 евро за лицензию в безрыбной реке, мы отправились в отель.

за форелью форельДальше у нас началось знакомство с большими озерами. Первое из них было Zeller See (11) близ городка Zell am See. Сразу же замечаю в воде под берегом щуку килограмма на полтора — вот тебе и горные озера! Потом вижу еще и «полосатых» граммов по триста — тоже неплохо. Так как рыбачить я не собирался, то просто все время ходил и всматривался в воду. У молодых парней, ловивших прямо с набережной, узнал, что в озере есть всякая рыба, а вот поймать ее сложно. Под вечер на пирсе под катерами замечаю еще пару щук около 2 кг каждая — красивые, чертовки, давно я их не видел.

И вот она, последняя рыбалка отпуска! Решили отнестись к ней с полной серьезностью, чтобы не испортить впечатление от рыбалки в Европе. С вечера узнаем, где выдают лицензии, на какие озера — и сразу же едем проверять. Первое озеро — не для рыбалки: подходов мало, берега либо застроены отелями, либо заросшие лесом. А вот на втором присутствуют рыбаки и ни одного домика по берегам (12).

за форелью форельУтром отдали 29 евро (24 евро лицензия и 5 евро гостевая карта), получили уже знакомую нам бумаженцию, и сразу же на озеро! Находим перспективное место возле моста, куда впадает река, но добросить до намытого островка не получается, попробуем с моста. Стою, бросаю. Есть первый тычок — бросаю усердней. Надо заметить, что за все время никто ни разу не проверил нашу лицензию, что наводило на мысли — а стоит ли вообще тратиться? И тут подходит какой-то мужичок в шортах, спрашивает про улов, и сразу же показывает жетон — просит показать лицензию. О-хо-хо! Вот как они выглядят, эти проверяющие, которыми все пугают. С довольным видом, достаю лицензию и показываю ему. Он расписывается и говорит, что на мосту ловить запрещено. Думаю — ну всё, сейчас в наручники и в тюрьму! Судя по рассказам местных, это тут запросто, но меня просто просят перейти на другое место. Фух!

Ну что ж, нельзя с моста, так нельзя. Переходим на меляки. Проезжающий мимо на велосипеде господин «проверяющий» широко улыбается и говорит, что тут «окей», ловить можно. Дело в том, что уровень воды в озере сильно подняли, и все прибрежные острова вместе с травой затопило, получились такие себе нерестилища. А над этой травой спокойно плавает радужная форель массой до 2 кг. Красиво, ничего не скажешь, если любоваться… А вот клевать она не собирается. Жаль. Отчаянно пытаясь поймать «поверхностную» форель, замечаю проплывающую щуку. Вообще, я заметил, что в чистых озерах щука часто плавает под поверхностью. Но с обрывистого берега ее не достать. Перехожу на еще один меляк, и тут опять замечаю зубастую.

Ставлю минноу, тяжеловато конечно для этого спиннинга, но это же щука, ее-то я знаю как ловить. Аккуратный заброс в двух метрах от щуки, подтяжка, вот она разворачивается — удар! Поймалась, родимая! Полтора кило в ней точно есть. Ну что, с почином меня. Погода прекрасная, озеро красивое, рыбка ловится. Настроение улучшается. Передвигаясь по берегу, нахожу небольшую полянку в тенёчке, и мы решаем перебазироваться туда — отдохнуть и перекусить.

После обеда отправляюсь вдоль обрывистого берега на поиски уже любой рыбы. Вижу небольшую скалу, под нею тень — надо сделать заброс, рыба такие места любит. Ставлю небольшую съедобку Tioga 2,4″, и на первой же проводке садится на крючок «полосатый». Будто никуда и не выезжал — щуки, окуни. Еще пару забросов — на хвосте начинают «кататься» мелкие «матросы», значит, крупные окуни закончились. Пару забросов на глубину — ноль, у берега сразу глубина до 5 метров, дна не видно, облавливать долго, а времени мало.

за форелью форельЕдем на дамбу, что в другом конце озера. Видим косяк крупных рыб, по предположению, морских форелей, очень похожих на наших толстолобов. Плавают и щуки, некоторые до трёх кило. Пытаюсь среди бревен и мусора сделать проводку, но бесполезно. Всех щук распугал, пару палок вытащил, неинтересно. Возвращаюсь под мост и вижу, что здесь уже никого нет — начинаю настойчиво пытаться поймать форель на впадении реки (13). Ко мне подходит рыбак, интересуется уловом — достает жетон «проверяльщика» и просит предъявить лицензию. Ха! Знаем, знаем… Вы не первый у нас такой. Когда он видит, что в моей лицензии уже сделана отметка, одобрительно улыбается и идет к нахлыстовику, который по затопленной траве забрался чуть ли не на середину озера.

Я перепробовал много всяких приманок, дело дошло до ракообразной съедобки. Тут поклевка! Ура, форель! Фотосессия, и обратно в воду. И тут же вторая! Вот так расклад (14). за форельюИ под самый вечер удается поймать еще одну. Что ж, результат более чем хорош. Рыбацкое путешествие в Альпах законченно. Можно и на родину возвращаться за своими окунями, щуками и голавлями.

В заключение подведу небольшие итоги. В Италии один день рыбалки обойдется в среднем — 57 евро (32 евро паспорт, и 25 лицензия), в Австрии — 27 евро (22 лицензия и 5 сборы, за то, что вы иностранец). Если собираться ловить несколько дней, то в Италии получается выгодней, так как получаешь паспорт на 10 лет, а лицензия выдается на целые регионы, в которые могут входить несколько участков рек или озер. Вылавливать, в среднем, можно до 4-5 рыб — больше минимального размера, указанного в лицензии (что в Италии, что в Австрии). Рыбу нужно убивать сразу и обязательно записывать все данные в выданную вам лицензию.

И, как совет: перед тем, как покупать лицензию, лучше сразу проверить участок реки или озеро, в котором собираетесь ловить, а то могут быть неприятные сюрпризы.
От себя скажу, что ловля форели — это незабываемые впечатления, особенно в реках. И раз уж вы действительно рыбак, и оказались в одном из красивейших мест на планете, то не откажите себе в удовольствии немного порыбачить — ведь живем всего один раз, и надо этим пользоваться!