На главную » Все статьи » «ТЕМА» В РЫБАЛКЕ

«ТЕМА» В РЫБАЛКЕ

Для людей, влюбленных в рыбалку, это занятие уже не просто хобби. Это постоянный мыслительный процесс, основанный на полученном ранее опыте и реалиях, в которых рыболов находится именно сейчас и здесь. Часто общаясь со знакомыми и перечитывая рыболовные форумы, я убеждаюсь, что даже в самые бесклевые дни кто-то умудряется наловить прилично, хотя, вроде, находились и остальные в схожих условиях. Но у одних результат есть, а у других только рассказы о невнятных поклевках.
Соглашусь со многими как спортсменами, так и любителями, которые утверждают, что каждый ловит свою рыбу. То есть можно ловить с виду одинаково, но использовать разные подходы к стилю и технике. Поскольку каждый человек уникален и индивидуален, это отражается на всех его действиях. Можно попытаться скопировать технику, но в точности ее повторить не получится.

рыбалкаСклоняюсь к тому, что человек, у которого получилось поймать, когда остальные созерцали лишь красоты природы, нашел ту единственную нить, которая и привела к успеху. Это вошло в рыболовный обиход как «Тема». Такое понятие я впервые услышал от одного из ведущих рыболовов-спортсменов — Олега Сизона. Именно он во многом вдохновил меня на написание статьи, для чего мне понадобилось больше двух лет. За это время я анализировал не только свой опыт и опыт своих товарищей, но и пытался систематизировать все полученные данные.

«Тема» в рыбалке — это определенный алгоритм, не всегда подкрепленный здравым смыслом, но который привел к реальным результатам. Это понятие часто фигурирует при описании спортивных баталий, ведь именно там во временном цейтноте рождаются порой феноменальные решения, которые приводят на пьедестал. Но мы с вами в основной массе любители, и если участвуем в соревнованиях, то очень редко, львиную же долю времени проводим на обычных рыбалках. Именно там и пытаемся добиться феерии поклевок, трофеев и ярких фотосессий.

Все наши успехи на рыбалке, да и в жизни тоже, основаны, прежде всего, на опыте. Поэтому спасительная «ниточка» чаще всего не находится просто так. Она является информацией, которая была прочитана нами в различных рыболовных источниках или жила в голове в виде рассказов друзей и все ждала своего выхода. Быть может, уже мы это пробовали, но успехов тогда не получили, зато сейчас все вышло.
На одну из осенних рыбалок мы с братом отправились на родную речку Айдар в поисках окуня. Места его стоянки в определенные периоды нами были выведаны в процессе многолетних выездов на эту прекрасную реку. Поэтому окуня мы нашли достаточно быстро, но его размер был просто смешной (15-20 гр.) для рыбалок в такое благодатное время. И тут брат, вроде, с бухты-барахты начинает вязать «техасс», который до этого ни я, ни он никогда не использовали.

Я стою с ним почти плечом к плечу, приманки забрасываем в одно и то же место. Снасти у нас подобные, дальность заброса примерно одинаковая. Вот он делает первый заброс с «новой» для нас оснасткой. Начинает первую проводку, выполняя ее подобно классической микроджиговой анимации. Я продолжаю джиговать. В какой-то момент чувствую поклевку. Подсекаю, начинаю привычно вываживать очередного окушка и перевожу взгляд на брата. У того спиннинг в «бублик», фрикцион визжит, как сумасшедший… Как-то не похоже на 15 граммового окунька. Через пять минут острейшей борьбы (так как берег был заросший и крутой) брат все-таки достал из этой благодатной реки окуня весом 680 гр. Тут я подумал: «повезло», но эта мысль улетучилась, когда брат с пяти проводок поймал еще четырех «красавцев», в среднем весом больше полкило каждый. Я же ради эксперимента продолжил ловить классикой и «классически» ловил «малышей» по 15 гр. Он же дальше доставал «горбачей», пусть и не таких, как первый, но точно граммов на двести больше моих.

рыбалкаВсе бы ничего, но на следующий день мы снова были на том же месте, «вооруженные» уже пулями для «техасса». Таскал тех же окуньков-недомерков, пока мне не надоело и я поставил классический микроджиговый монтаж. Картина вчерашнего дня повторилась с точностью до наоборот — я ловил бонусных рыб, а брат собирал мелочь. Вот он опыт. Что вчера, что сегодня явно не было «выхода рыбы». Вчера крупный окунь явно предпочитал поводковые оснастки, а сегодня — классический микроджиг.
Каждый день нам приносит новые неожиданности, и все это подходит под слово «Тема». Я включаю сюда все нетривиальные вещи, которые привели к изменению ситуации на данной конкретной рыбалке. А что вы делаете, не имеет значения. Вы изменили стиль проводки и получили ответ на ваши действия, хотя раньше было «занято» на том конце провода. Вы подобрали ту единственную приманку, которая именно сегодня заработала, хотя она у Вас молчала дни, недели, а то и годы. Сменили вес монтажа, что сразу принесло результат…

Именно «Темой» для меня считается, если все изощрения и победы произошли в пределах одного перспективного места. Просто если вы перешли и что-то поменяли, то не факт, что это не сработало бы на старом месте.
Еще один пример в виде истории двух рыбалок за два дня. Друзья вчера ездили на рыбалку, а у меня не получилось. Но ввиду отличного клева они пригласили меня сегодня. Приехали, и все пошли в «бой» по уже известным точкам. Но не тут-то было. Уловистые вчера места молчали, как будто там никого и не было. Дело происходило зимой и в то, что рыба куда-то сместилась, верилось с трудом.

В пять спиннингов мы начали перебирать веса, приманки и техники подачи. На очередной проводке с мелким подрывом приманки друг заработал поклевку. Я на Reins G-tail Micro Saturn ощутил тычок во время активной фазы. А у третьего клюнуло на 1,3 грамма. Сочетание нужной техники, приманки и веса обеспечила нам командная работа. Благодаря этому мы провели незабываемый день с обилием поклевок и трофеев. Именно командная работа иногда очень помогает найти «Тему».

Самыми памятными победами на рыбалках являются те, к которым Вы пришли самостоятельно. На очередном весеннем выезде я понял, что рыбалка будет трудовой, потому что на месте, где всегда (и зимой, и летом, и весной) крутится мелкий окунь, сегодня было тихо и спокойно. На десять первых проводок пришелся лишь один невнятный «тычок». Если уж мелкий окунь находился в пассивном состоянии, то что было говорить о его более крупных собратьях. На сверх перспективной ракушечной косе я быстро в этом убедился, не заработав ни тычка. И все-таки рыбалку я спас.

Перебирал приманки, веса, техники подач, пока не заметил, что под стенкой камыша иногда происходят непонятные контакты на микроджиговую снасть. Я решил радикально изменить подачу приманки, и собрал свой лайтовый комплект, во главе которого, по моему мнению, выступала лучшая палочка для ловли на малых и средних реках — St.Croix Legend Elite длиной 2,13 м и тестом до 10,5 гр. Поставил 5 гр., хотя с малой глубиной под берегом это никак не сочеталось (иногда на рыбалке нужно отключать здравый смысл). Оснастил крючок приманкой Bait Breath Curly Grub 3,5″ и начал делать проводку с одинарными подрывами вдоль стенки камыша. Конечно, я проводки перебирал, но опыт показывал, что на такой глубине и с таким весом «ушастика» максимально эффективно работает именно одинарный подрыв.

Буквально сразу ощутил четкий контакт. И после непродолжительной борьбы уже фотографировал 200 граммовую «зубастую красавицу». «Тема» была найдена, и хотелось закрепить успех, что я и сделал. На фоне общего бесклевья я успешно ловил мелких щук. А венцом этой рыбалки стала поклевка хищницы около килограмма. Увы, та использовала свой шанс и срезала ноль второй флюорокарбоновый поводок у самого берега. Я сторонник того, что на любительской рыбалке надо рыбе давать шанс, хотя в 90% случаев, даже если рыба поединок проиграла, максимум, что ее ждет, — это фотосессия с последующим отпусканием.

Чтобы удостовериться в правоте своих выводах, я кардинально сменил место — пошел туда, где от стенки камыша сразу начинались серьезные глубины. Но даже здесь, кроме найденной сегодня «Темы», ничего не работало. То есть, не собери я в определенный момент «лайт», мог бы смело ехать домой и сетовать на «неклевый» день. А так имел весьма увлекательную рыбалку с массой четких поклевок и более десятка пойманных щучек.

рыбалкаЕсли перевести ракурс на ловлю окуня в весеннее время, то значимыми можно отметить эпизоды, когда данный вид хищника только готовиться к нересту. На сегодня в процессе многолетних изысканий по его ловле отмечу именно привязанность окуня к береговой бровке, а то и непосредственно к берегу. Очень часто перспективное место мы облавливаем при помощи веерных забросов, однако получаем лишь небольшое количество (часто невнятных) поклевок. Но стоит, скажем, начать вести приманку вдоль берега, как речка моментально оживает, даря рыболову незабываемые вываживания очередного крупного окуня.

Есть небольшие уточнения. Весной окунь часто имеет полное брюхо икры, поэтому большие приманки просто игнорирует. Приходится корректировать процесс ловли, используя минимальные размеры, которые есть в нашем арсенале. В данной ситуации не стоит бояться, что клевать будет лишь мелочь. Порой приходит настоящее прозрение, что на мелкие приманки ловится не только мелкая рыба.
Если же говорить о «Теме» в летней рыбалке, то здесь чаще всего удивляют перекаты. Мы не говорим о ловле классических для данных мест хищников — голавля и жереха. Речь идет о наших обычных хищных рыбах — щуке и окуне, которых мы ловим на протяжении всего спиннингового сезона. Судака я намеренно не называю, потому что в нашей реке его очень мало, и его поимка для нас — лишь случай. Именно на перекатах большинство рыболовов при наличии некоторого умения могут отточить свои навыки обращения со снастью, что принесет результат в дальнейшем.

Именно на перекатах главной «Темой» является контроль проводки и действий рыболова. То есть в большинстве своем тривиальные джиговые приманки можно подать так, что на каждой проводке будут происходить поклевки, и большинство из них закончатся поимкой рыбы. Но опять же, в большинстве случаев играет роль именно умение рыболова контролировать процесс, а также способность удерживать приманку в перспективном месте. В большинстве случаев именно этот факт очень удивляет неопытных рыболовов, которые в летнее время чаще всего банально остаются без улова.

рыбалкаОтдельно стоит отметить зимнюю тематику. Думающие рыболовы, а также те, у которых под боком есть незамерзающие водоемы, нередко зимой отлично рыбачат. Именно в холодное время многие ловят трофейных рыб. Этому есть вполне резонное объяснение. В зимнее время я встречал немало рыболовов, которые продолжали упираться в традиционные техники, но по итогу уходили домой не солоно хлебавши. В зимнее время чаще всего работает «Тема» полной абстракции от обычного положения дел. То есть перемены нужны радикальные. Скажем, если быстрые проводки не приносят результата, нужно переходить на более медленные или наоборот.
В целом, если попробовать обобщить, то рыболову не стоит упираться в неработающие сейчас техники. Разумнее пробовать что-то другое, неопробованное ранее. На обычной рыбалке всегда есть место для эксперимента, но тот должен быть основан на определенных знаниях, которые были приобретены самыми различными способами.