На главную » Все статьи » ТАК МЫ ЛОВИЛИ…

ТАК МЫ ЛОВИЛИ…

так мы ловилиЯ хочу немного поделиться воспоминаниями. Отец постоянно выезжал рыбачить на Дон. Неделя долгожданного отдыха! Кто-то может возразить: мол, готовиться больше, чем отдыхать; дальняя дорога, неизвестно какой будет улов… Разве это отдых? Так мог сказать или подумать человек, который увлекается рыбалкой совсем чуть-чуть или же ставит перед собой цель наловить побольше рыбы, дабы накормить семью… Но для моего отца рыбалка - удовольствие, его сам процесс завораживает! А делать то, что тебе нравится — это и есть отдых. Тем более, эта рыбалка — особенная, долгожданная. Поэтому не имеет значения, сколько ты поймаешь, ведь зачастую отпускаешь рыбу сразу, сделав парочку хороших снимков.

В тот раз я поехал с ним. Путь предстоял неблизкий, поэтому собирались тщательно. За семь дней подготовили спиннинги, проверили лодки, накопали два ведра червей и ведро медведки, закупили продовольствие… Выехали вечером, так как ехать около 400 км, да ещё и в сорокоградусную жару. Утром приехали, выбрали одно из «своих» мест, которое оказалось не занято. Стояла солнечная, теплая погода. Пока разбили лагерь, разведали обстановку, как это обычно принято у рыбаков, уже и полдня минуло.

Пообедав, отец пошел промышлять нашу будущую наживку на сома: собирать ракушку и ловить раков. Я в это время занялся углублением «холодильника» — ямы глубиной полтора-два метра, накрытой клеёнкой и ветками, в которой мы прячем продукты питания от палящего солнца. К вечеру небо затянуло, начал срываться дождик, ветер усилился до 8-9 м/с. Мы выполнили все подготовительные работы и вышли на воду, дабы завести шнур, который поможет нам справляться с течением. Поставили перемёт на яме, которую хорошо знали. Закончили уже по темноте. День получился насыщенный, мы устали…

Но, оставалось еще одно дело — сварить кашу для прикормки. Развели костер, поставили кашу на огонь, а сами присели у костра и позволили себе отдохнуть, полюбоваться природой. Я с удовольствием слушал рассказы отца о рыбалке в прошлые годы. Прикормка, наконец, готова; мы потушили костер и улеглись спать.

так мы ловилиЗа ночь погода не улучшилась, но и хуже не стала. Пасмурно, прохладно. На утреннюю зорьку я не пошел, потому что хотел выспаться после той ночи, которую перед этим провёл за рулем. А мой напарник, наполнив кормушку, отправился выяснять — что к чему? Вдоволь отдохнув, я присоединился. К этому времени отец похвастался уловом: есть и подлещики, и калинка (густёра). А снасть с живцом, которую забрасывают если не все здешние рыбаки, то большая часть так точно, надеясь поймать сома, судака либо другого хищника, не оправдывала надежд. Спустя три часа клевать у меня перестало, и я, не обладая большим терпением, решил сойти на берег. В итоге, по количеству хвостов я проигрывал почти вдвое, но отличился самым крупным экземпляром, за этот выход — 2-килограммовым лещом. Когда я его поднимал, он совершенно не сопротивлялся, вот только возле самой лодки лениво ударил хвостом. Пришлось постараться, чтобы аккуратно снять его с крючка. Для себя сделал вывод, что более крупные лещи стоят на расстоянии нескольких метров от кормушки, потому что около самой «подводной столовой» попадались особи меньшего размера.

Немного передохнули, обменялись впечатлениями и снова ринулись в бой. И пока не началось настоящее пекло, решили прицепить крючки и наживку на ранее заведенную снасть. Это трудоемкая процедура заняла немало времени. После обеда мы насобирали дров на вечер, а потом на лодке поплыли на островок, что был напротив нашего лагеря — за ракушками. Там дно пологое и илистое, ракушки крупные, добыть нужное количество не так трудно.

Время летит незаметно — уже вечер. Плотно наелись приготовленной на костре кашей. Ночью на воду мы не выходили, так как не видели в этом смысла, — разве что поохотиться на хищника? Но практика предыдущих рыбалок в этом месте показала, что это пустая трата времени. Хотя несколько человек из соседних лагерей постоянно ловят: кто с берега, кто с лодки, активно работая квоком. Но интересуясь наутро их ночными успехами, мы каждый раз убеждались, что не зря легли спать. Так было и этой ночью.

Утром третьего дня мы рыбачили в полном составе. Этот день был насыщеннее предыдущего. Недостающего адреналина добавили душманы (гибрид карпа с карасём) и сазаны. Эти клевали более динамично, сопротивлялись активнее калинки, не говоря уже про леща, который мне показался каким-то вялым и ленивым — нехотя, через раз бьет хвостом уже на выходе из воды. Однако, более активное сопротивление не только доставляло удовольствие, но и создавало проблемы — рыба перепутывала снасти. Все мы на этот раз отловились неплохо. Ракушки хватило, осталось ещё с вчера. Мы лишь отделяли ее от панциря, при этом трудно обойтись без порезов об острые края. Заранее из «домика» ракушки не достаем, потому что спустя несколько часов эта слизистая масса начинает жутко вонять. Некоторые рыбаки считают, что это даже лучше, сом подбирает мертвечину и, благодаря запаху, быстрее найдет наживку. Но мой личный опыт эту теорию не подтверждал.

так мы ловилиОтправились проверять перемет, когда мы дошли до последней бутылки (промежуточный груз) почувствовали сопротивление, что-то или кто-то оттягивал леску ко дну. Аккуратно, не спеша шли по перемету. Отец уверял меня, что это леска зашла за корч или крючком зацепили, но я все надеялся и подбадривал сам себя. Леска резко ослабла и лодку качнуло. Спустя два метра увидели немного разогнутый крючок. С перемета сняли леща на 1,5 кг. Разочарованные и уставшие от борьбы с огромными волнами, которые здорово мешали нам, сошли на берег. Успокаивало то, что в соседних лагерях хищника тоже не наблюдалось.

Еще два дня прошли без особых изменений. Погода улучшилась, стало заметно теплее, солнце все чаще радовало нас своим присутствием. А вечерами, как обычно, небо затягивало тучами, дул сильный порывистый ветер и моросил дождик. Это немного усложняло ловлю — ветер выдувает перемёт бородой. И при погружении он может попасть под коряги или, что еще хуже, — крючки зацепятся за лежащие на дне мешки с песком, которые использовались рыбаками в качестве якоря для тех же переметов, но так и не были подняты, а просто обрезаны.

На донки стабильно попадались лещи, густера, караси и сазаны. Но желанного хищника все не было. В предыдущие поездки настолько слабого клёва здесь мы еще не видели. И вот, в который раз с надеждой вышли на перемет. Наверное, изменение погоды повлияло на результат, не знаю… Но как бы то ни было, а попалось что-то существеннее леща. Не спуская глаз с лески, нащупал изоленту в нагрудном кармане, которая сопровождала меня при каждой из подобных проверок. Она нужна, чтобы защитить палец от щётки сомовьих зубов, такие раны заживают долго и болезненно. Некоторые рыбаки для этого используют кожаные перчатки, но я солидарен с моим наставником в том, что это неудобно и громоздко.

Со дна медленно поднималось что-то темное. Будь я в этот момент в воде, безусловно, испугался бы. Сердце в груди начинало колотить все сильнее, адреналин стремительно разбежался по моим венам. Думаю, другие рыбаки ощущают что-то подобное. Кто-то, возможно, и не так ярко, если таких моментов много. Но меня можно понять, ведь это мой первый опыт. Я ловил хищника и просто крупную рыбу, но еще ни разу не засовывал палец в пасть со множеством зубов.
- Засовывай палец сому в рот и затягивай в лодку!

так мы ловилиДо этого незримая громадина лениво поднялась на поверхность. Отец подводил её все ближе к лодке. Говорят, что у страха глаза велики — в тот момент этот соменок на 10 кг показался мне чудищем морским. 25- сантиметровые усы, голова чуть меньше моей, громадная пасть и множество мелких, но острых как бритва зубов, которые, ни за что не дадут жертве уйти. Обмотав большой палец правой руки изолентой, я начал выжидать подходящий момент. Напарник поднимал сома из воды, чтобы тот схватил немного воздуха и успокоился, но нрав у того был еще тот! Сом вышел наружу и несколько раз мощными ударами хвоста окатил лодку водой. Но после нескольких таких процедур сил у него поубавилось — можно пробовать затаскивать в лодку.

Первая попытка была неудачной, сом будто специально шел на незащищенные пальцы. Во второй раз я был уже решительнее, и все получилось. И вот когда хищник оказался уже в лодке, бережно отцепляю трофей. Ещё мы сняли леща и сомика поменьше. В итоге, получился рекордный день — обловили соседей по всем позициям: лещ, густера, душманы, плюс сомы на 7 и 11 кг.
Я встал пораньше, исполненный надежд на то, что вчерашний день стал переломным — теперь будет клевать, как на Чёрных камнях. Да, перемены были, но не настолько кардинальные. Калинка стала активнее, немного крупнее стал попадаться лещ, какое-то время не давали скучать караси, которые несколько раз запутывали мои снасти меж собой. Отец подкинул мне замечательную идею — поставить на живца. Убрав мешающие донки, решил ловить хищника.

Достал прутик, на котором уже была леска с крючком; поймал подходящую по размерам наживку и поставил на живца. Спустя минут сорок мне воздалось за ожидание — кончик дернулся от поклевки. Я подсёк и начал подтягивать рыбу к лодке. На крючке была, по ощущениям, нормальная рыба. Чем мне нравятся хищники, так это тем, что вываживать их куда приятнее, чем другую рыбу. Леща поднимаешь как амёбу; калинка резвая, но ей не хватает силы; караси и активные, и сильные, но они какие-то грубые, неотёсанные, что ли. Из-за недостатка практики, лишние предметы в лодке мне мешали, поэтому подсак я не брал, а рыбу просто затягивал в лодку. Очередным трофеем оказался судак на два с небольшим кило. На этом мой сегодняшний улов закончился, а отец, кроме прочей рыбы, вытащил парочку судаков: на 2,5 и 1,7 килограмма.

так мы ловилиПодводя черту, могу сказать, что последние несколько дней этого выезда стали определяющими в плане эмоций и удовольствия. Посоветовать хотелось бы следующее: лучше ехать в те места в июне или начале июля, так как позже становится прохладно и дождливо, а дороги местами затапливает; брать достаточно провизии, соли. Воды только на первое время, так как за ней можно сходить на другой берег. А за провиантом придется ехать в ближайшее село, куда несколько часов езды на машине…