На главную » Все статьи » ОЧЕРКИ О РЫБАЛКАХ

ОЧЕРКИ О РЫБАЛКАХ

судакНабираясь опыта, понимаешь, что хочется все новых и новых ощущений — не просто поймать рыбу, а побороться с достойным соперником. Ради таких моментов те рыболовы, у которых есть такая возможность, тратят немалые деньги, чтобы побывать в дальних краях и поймать рыбу своей мечты… А большинство из нас ищет свое рыбацкое счастье на родине, на водоёмах Украины.

Наверное, все проходили сходный путь. Начинали мы свою спиннинговую карьеру зелёными новичками, когда поймать хотя бы одну рыбку было за счастье. Постепенно прогрессировали, совершенствовали свои навыки, ловили, читали, познавали новое. На каком-то этапе требовалось обновление арсенала снастей, старые нас уже не устраивали, мы начинали понимать, что недостаточно иметь одну «палку» с катушкой на все случаи жизни, для всякой задачи нужен особый инструмент. И всегда наступает момент, когда, совершенно того не ожидая, ты ловишь крупную рыбу. А поймав, подержав её на шнуре, а потом в руках, ты уже хочешь снова поймать такую же!

судакПервых своих по-настоящему крупных окуня и щуку я поймал, конечно же, случайно. Ловил, как умел. Мысль о том, что хорошо бы крупную рыбу поймать, была (такая мысль у каждого рыболова всегда есть), но каких-то усилий, направленных на поимку именно трофея, я не прилагал… Но, тем не менее, большая рыба иногда «влетала» мне на крючок. И вот эти случайные поимки постепенно изменили мой подход к рыбалке — моя ловля стала всё больше напоминать целенаправленную охоту за рыбой. Меня это очень увлекло. Стараюсь учесть все факторы: пору года, текущую погоду, место ловли, рельеф дна — и, оценив ситуацию, искать подход к крупному привередливому хищнику. Не просто ловить стандартную рыбу, а пытаться вычислить и поймать трофейную особь.

Я не чемпион, не профессионал, а просто увлечённый спиннингист, я не в той позиции, чтобы давать рекомендации по подбору приманок или тактике ловли. Мне просто хочется рассказать о своих рыбалках, когда удавалось поймать хорошую рыбу, а если кто-то из читателей узнает из моей статьи что-нибудь полезное для себя, то буду очень рад.

Своего первого крупного окуня я поймал в Карелии. Мой арсенал приманок на тот момент был уже не совсем бедняцкий, но и изобилия приманок тоже не было. В основном он состоял из разных блёсен (вращалок и колебалок) и воблеров. Ловить рыбу мы с напарником собрались на Ванг-озере. Мой дядя (к которому я приехал погостить) сказал нам, что водоем под сильным прессингом, места тут дачные, а потому рассчитывать на какой-либо достойный улов не стоит. В первый день рыбалки стоял пасмурный и тихий день, водное зеркало было без малейшего волнения, в нём отражались карельские сосны и березки. Красота, конечно, необыкновенная!

Лодки у нас не было, плавали мы на прогулочном катамаране. Мы налегали на педали, и катамаран, словно крейсер, шел быстро и уверенно. Перемещаться по озеру на нем было одно удовольствие. Рассекаем бурую, торфяную воду карельского озера, любуемся красотами природы. Я смотрел на берега, и перед глазами оживали картины художника-пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина.

судакМесто, где клюнул первый трофейный окунь, было поблизости от затопленного леса, с редкой растительностью на дне, мягким грунтом и глубиной до пяти метров. Поклевка произошла на 7-сантиметровую колебалку провокационного яркого цвета от фирмы «Пирс» около десяти вечера — это север, летом там белые ночи. Клюнуло у напарника, но он решил, что это зацеп. Мало того, я взял его спиннинг, проверил — да, зацеп, и в момент, когда возвращал Саше удилище, «зацеп» ожил. Рыба стаскивала со шпули шнур метр за метром. Что за соперник так упирается под водой, мы понятия не имели. Когда Саша подтянул хищника к борту катамарана, я увидел, что это окунь, и впал в ступор — таких окуней никогда прежде не видел. Я даже не знал, как к нему подступиться, как его взять?.. Сунул мордатому разбойнику палец в пасть, и колебалка в тот же момент выпала. Саша был под впечатлением, для него это вообще одна из первых рыб, пойманных спиннингом. Да и у меня тоже колотилось сердце. Взвешивание показало: в окуне было 1,44 кг. На такой памятной ноте и закончился наш первый день на Ванг-озере.

Второй горбач был пойман в последний день нашего пребывания на Ванг-озере. Тут всё было по-другому. Решили мы перед отъездом попрощаться с этими незабываемыми местами. На том же катамаране поплыли к месту, где в озеро впадает ручей. Устье ручья образует как бы еще одно заросшее мелководное озерцо, плавно переходящее в Ванг-озеро, а там уже идёт пологий спуск в глубину. В этом месте, как я понял, у хищной рыбы что-то вроде «шведского стола» — выплыл, схватил мелкого окушка, и назад — в глубину, переваривать добычу. Мы обловили это перспективное место легкими воблерами и вертушками, но не заработали ни единой поклевки. Решили стать там, где глубже. По пути к намеченному месту, чтобы не терять даром время, я забросил колебалку на мель и потащил её за нами «дорожкой». И тут окунь с мощным ударом атаковал мою блесну на свале, сначала замер, а потом стал резво, словно щука, сопротивляться. Он всё давил вниз, стаскивая шнур с катушки. Подтянув его катамарану, я не сдержал эмоций и, помню, даже закричал! Окунь — красавец! Этот весил 1,22 кг. Спасибо, Карелия, ты одарила меня напоследок таким прекрасным уловом!

Свою первую большую щуку я поймал на Карачуновском водохранилище, которое расположено в двадцати километрах от Кривого Рога. Основной объект ловли на этом водоеме: щука, реже — окунь. Поскольку водохранилище рядом с городом, то оно опутано браконьерскими сетями вдоль и поперек, что на глубине, что у камыша под берегом.

Погода в тот день была отвратительная. Рано утром шел сильный дождь, который перешел в моросящий дождик, было облачно, дул небольшой ветерок, температура воздуха +23, начало августа, новолуние. Типичная щучья погода. Мы с отцом вышли на воду, рыболовный день начался обычно. На первой же перспективной точке — у камыша, вдоль которого тянулась метровая полоса густой водной растительности, на рабочую колебалочку садится мелкая щучка. С рассветом клев активизировался, с одной точки каждому удавалось поймать несколько щук. Случались моменты, пока я не успел ещё выпутать свою щуку из подсака, а отец уже тащит другую — и ту принимаю в подсак, в нём теперь сразу две хищницы. Вся рыба ловилась исключительно на широкие колеблющиеся блесны медного цвета, никакие другие приманки её не интересовали.

окуньВот и моя трофейная щука соблазнилась на такую — облезлую, полинявшую в карельских водах колебалку от Jaxon. Поклевка получилась зрелищная — сразу после приводнения приманки, вблизи камыша. Не успел я сделать пару оборотов катушкой, как из травы показывается щучья голова — хищница хватает мою колебалку и стремительно уходит от лодки. Щука загуляла у меня на шнуре вдоль травы. Благо, приманка засела в углу её пасти. И хорошо, что зубастая не рванула сразу в камыш, в густую траву. Боролся я с ней минут пять. Щука мотала головой, несколько раз уходила под лодку, и я вынужден был опускать удилище в воду, чтобы уберечь бланк от поломки. Рыба была страшно сильная, только с третьего раза мы с отцом сообща завели её в подсак. Весила та щука ровно 5 кг.

Прошло немало времени. Я соскучился по ощущениям, которые доставляет вываживание крупной рыбы… Есть неподалёку от Кривого Рога Макортовское водохранилище. От знакомых я нередко слышал, что, мол, на Макортах можно заработать поклевку достойных щук и судаков, и я решил туда поехать. Пересмотрели свои коробки с приманками, докупили приманок «взрослых» размеров (5-6 дюймов), и решили в середине ноября втроём, отец, брат и я, поехать на Макорты с лодкой, прежде мы там ловили только с берега. Направились мы в село Заря Днепропетровской области.

Макортовское водохранилище — водоем, что находится на реке Саксагань в шестидесяти километрах от нашего дома. Средние глубины там 4-5 метров, есть ямы в русловой части водохранилища. Максимальная глубина 33 метра. Водоем интересен своей универсальностью, там очень разнообразный донный рельеф. Водохранилище находится в месте, где на поверхность выходит часть украинского кристаллического щита. Под водой присутствуют большие перепады глубин. Одно из таких мест — так называемая скала Попова, которая полюбилась рыболовам-судачатникам. Дно преимущественно твердое, поросшее ракушкой, местами глина.

Первая ознакомительная рыбалка показала, что щука и окунь активны на протяжении всего светового дня и клюют выходами. Судак проявляет себя только утром, и то как-то слабо. На этой рыбалке я впервые убедился в том, что даже килограммовой щуке вполне по зубам 15-сантиметровая силиконовая приманка. Осмыслив полученный опыт, на следующих выходных мы снова отправились на Макортовское водохранилище, на этот раз вооружившись только комплектами класса медиум (St. Croix Avid AVS70 MF2 с тестом 5,25-17,5 гр.; Blаck Hole Bass Mania S-752M с тестом 5-18гр.; Kingfisher Miracle 2,13 м с тестом 7-17,5 гр).

окуньОсеняя природа в ноябре по-своему красива. Чувствуется умиротворенность природы, готовящейся к зиме. Деревья уже сбросили яркую октябрьскую листву. В эту пору царит тишина, вода уже полностью остыла, над ней по утрам уже не поднимается пелена тумана. С помощью эхолота находим перспективный участок со свалом с 8 на 11 метров, где бросаем якорь. Дно под лодкой глинистое, без всякой водной растительности, с редкими колониями ракушки на дне.

Следуя выбранной перед рыбалкой тактике, каждый из нас веерными забросами прочесывает свой сектор, затаскивая приманку с глубины на бугор. Проводка — 5-7 оборотов катушкой, пауза. На очередной паузе на флуоресцентно-фосфорную с черной спинку Delalande Sandrа последовала уверенная поклевка. Подсечённая щука металась из стороны в строну. Пытаясь освободится от тройника, она предпринимала попытки выйти на свечку, но все было тщетно! Щука сдается! Брат благополучно принимает ее в подсак. Первая достойная щука сегодня — 2,5 кг. Приманку хищница взяла жадно, поводок наполовину был в её пасти. Флюорокарбон Sunline Siglon 0,55 мм устоял, щука его не перегрызла. На этой же точке следует резкая поклёвка у отца — в этом случае флюр 0,49 мм щука мгновенно срезала. Больше поклёвок не было. Смена мест тоже результатов не принесла…