На главную » Все статьи » «СПИНХЛЫСТ». ЗА ТУРЕЦКИМ МЫР-МЫРОМ

«СПИНХЛЫСТ». ЗА ТУРЕЦКИМ МЫР-МЫРОМ

Много лет не брал я в руки спиннинг. Что уж там говорить про поплавчанку, фидер и прочие подобные снасти. Нахлыст овые мушки, стремительный поток горных рек, красные пятнышки на боках форели, фиолетово-пепельный отлив плавников хариуса — это моя стихия! И равнинная река, какая б она ни была, тоже всегда знакомилась с моими мушками — неважно, был результат, или нет… Но нахлысту я не изменял. Дважды в год выезжал на озёра, где-то в апреле, когда в Карпатах нерестится рыба. Можно, конечно, было ловить на участках, где разрешено, но я для себя решил — в апреле рыбу не нужно беспокоить. А вот на море я никогда не ловил, хотя возможность такая была.

Как-то перед выездом на отдых в Черногорию, на Адриатику, я тщательно паковал тубусы и чехлы. Но имел неосторожность побиться об заклад со своей супругой — тот спор я проиграл, и всё моё добро осталось дома в шкафу. Пришлось бить баклуши на пляже, с завистью поглядывая на нормальных мужиков, которые устроились на каменных насыпях и что-то таскали.

nakhlystКак-то в Испании, в городке Кадис, видел я стаю крупных рыб — они плавали у древней каменной стены, выдававшейся в море. На тот момент у меня в руках была лишь нахлыст овая удочка, которой ловлю даже не в реках, а в горных ручьях. Наблюдал я и за тем, как ловят рыбу в Стамбуле — загорелые чернобородые турки что-то нарезали, потом наживляли это на крючки и забрасывали оснастки с тяжёлыми грузилами-оливками в голубые воды Босфора.

Но чаще всего, обычно в январе и феврале, мне приходилось бывать на средиземноморском побережье Турции. Море как море — тут пляж, там вода. Как, чем и на что ловить рыбу в море я не имел ни малейшего понятия, собственно, даже и не задумывался над этим. Меня, разве что, манили голые скалистые горы, которые возвышались километрах в пятнадцати от моря, — там могли быть реки, а в них форель: если и не ручьевая, то хотя бы радужная.

Но поскольку в Турцию я ездил не отдыхать, а по работе, то и времени, чтобы проехаться к тем горам у меня не было. Трассу Анталия-Алания прошивают капилляры рек, текущих к морю. Некоторые из них глубоководные и неспешные, на некоторых стоят баржи, но хватает и таких, как надо — быстрых, не очень глубоких, с красивыми античными мостами (потом мне рассказали, что мосты эти построены несколько лет назад). К сожалению, порыбачить на турецких реках не получалось, зато впервые удалось поймать рыбу в море.

У меня есть знакомые, которые имеют кое-какой опыт морского флай-фишинга, поэтому и я, готовясь к очередному отлёту на юг Турции, упаковал удилище пятого класса, катушку со шнуром и свои коробки с мушками. Нашлось место и для инструментов и материалов, из которых при случае можно связать имитацию насекомого или иного беспозвоночного существа, например, креветки.

нахлыстВ первые дни море к себе совсем не влекло: сильно штормило, накатывались волны высотой несколько метров, вода у берега была грязная… Но вскоре непогода утихла, и я стал замечать, что по пляжу утром ходят местные рыболовы с тяжёлыми спиннингами. Не выдержал, подошёл поближе, чтобы посмотреть. Пока приближался, увидел, как турок что-то активно тащит — вскоре на мелкой гальке запрыгала маленькая рыбка — плоская, широкая, с вертикальными полосками по бокам. Ребята эти английского не знали, а я не владею турецким… Кое-как жестами мне всё же удалось выяснить — что они поймали? Турки называли эту рыбку «мыр-мыр», но сказали, что тут водится рыба и покрупнее — это они показывали, разводя руки в стороны. Всё как у нас…

Потом я стал интересоваться — а на что ловится эта рыба? Выяснилось, что в качестве наживки турки используют маленькие кусочки куриного филе. Сырого, естественно. Оснастка у них предельно простая: пара крючков да грузило, всё это забрасывается как можно дальше от берега.

Но я сначала решил половить нахлыст ом. Однажды утром, когда море было спокойное, я разделся и зашёл в холодную воду. Уже заканчивался январь, но я об этом не думал. Немного поплавал, чтобы тело как-то адаптировалось к внешним условиям, взял в руки удочку и сделал первый заброс. К поводку привязал свой самый тяжёлый стример — имитацию чёрной пиявки с 5-милиметровой вольфрамовой головкой. Но выполнить хотя бы одну качественную проводку не удалось — волны сносили мою снасть ещё до того, как вулли-баггер достигал дна. В таких условиях необходим специальный тонущий шнур — с плавающим тут особо не половишь.

нахлыстОднако, не только я приехал с удочкой. Мой товарищ Андрей, заядлый спиннингист, прихватил свои снасти, так что, на следующий день исследовать здешнюю акваторию мы отправились вместе. Андрей собирался прочесать дно съедобным силиконом, а я предусмотрительно захватил в ресторане несколько кусков филе от курицы, приготовленной на гриле. Лучше всего было бы забраться на пирс, который выдаётся в море на сотню метров, но когда «не сезон», турки снимают с него дощатый настил, остаётся голый металлический каркас, по которому ходить затруднительно. Не добравшись и до середины, вы обязательно услышите крики охранников, которые по-турецки будут настойчиво рекомендовать вам срочно покинуть это опасное сооружение.

Мы шли вдоль пляжа, пока не увидели трёх рыболовов, расположившихся на складных стульях. У каждого было по несколько удочек, установленных под наклоном в специальных держаках-опорах. Периодически турки вскакивали и подбегали к своим донкам. Мы спросили у них про улов — те показали ведро, в котором плавало несколько «мыр-мыров» размером где-то с ладошку. А вот на что они ловили, мы так и не поняли — на газете лежали, нарезанные кусками, какие-то кишки или другие внутренности, непонятно чьи.

Мы расположились неподалёку (чтобы всё видеть) и стали готовиться. Грузило, крючки с курятиной — всё, можно забрасывать. Только грузило коснулось дна, как вершинка спиннинга нервно задёргалась. Андрей подсёк, но оказалось, что на крючках нет ни рыбы, ни наживки. А мужики тем временем что-то кричали, потому как один из них вдохновенно крутил катушку. Вторая наша попытка была не лучше первой — те же подёргивания вершинки, и снова пустые крючки. Всё ясно — рыбка мелкая, нужны маленькие крючки. Такого добра в моём нахлыст овом арсенале хватает — достал из коробки несколько штук, перевязал оснастку. Правда, теперь нацепить кусочек курицы на жало было сложно — наживка не держалась и слетала.

нахлыстВ итоге, мы ничего не поймали, но Андрей сказал, что у него есть ещё одна катушка, он может дать её мне, тогда у нас станет больше снастей, и это поможет нам лучше изучить акваторию. Я критически оглядел своё нахлыст овое удилище — в большей его части, по виду оно не отличается от спиннинга, только катушка крепится ниже рукояти. Для нахлыстовой катушки это удобное и правильное место, а вот насколько уместна там будет спиннинговая?.. Ответ на этот вопрос должна была дать наша утренняя вылазка.

Вечером я пошёл на кухню и попросил у поваров кусок сырого куриного филе. Потом скомпоновал снасть — хорошо, что у Андрея свинца было в достатке. Поводки я сделал из нахлыст ового флюорокарбона диаметром 0,14 мм. Крючки тоже использовал нахлыстовые, правда, с бородками — нашлось несколько и таких.

В шесть утра мы вышли из гостиницы и скоро уже стояли на берегу спокойного Средиземного моря. Снасть моя держалась так-сяк, ощущалось, что спиннинговой катушке не очень уютно в держателе нахлыст ового удилища. Но делать нечего — пробую забросить. Солнце ещё не взошло, я даже не смог разглядеть, как далеко улетела моя оснастка. Тем не менее, уже через секунду я ощутил сначала обычные подёргивания, за которыми вдруг последовал сильный рывок — после подсечки я почувствовал, что на крючке что-то есть. Вот и мой первый морской улов — «мыр-мыр». Вскоре я выяснил, что у нас эта рыбка называется зубарь. Потом поймали зубарика покрупнее и убедились, что рыбу так назвали недаром — у зубаря и правда острые зубы, а в анфас он напоминает пиранью.

нахлыстМы продолжили ловлю. Время от времени из-за неосторожных забросов у меня отстреливались грузила, приходилось уничтожать запасы Андрея. Но и рыба ловилась исправно — клевало сразу же, куда ни забрось, иногда случались и дуплеты. Стаи зубариков рвали куриное филе, который из них открыл свой ротик пошире, тот и оказался на крючке.

Кроме «мыр-мыра» попалась и другая рыбка, по виду некий симбиоз наших пескаря и ерша. Позже по фото удалось разобраться, что это телевизия или банана — её называют по-разному. А в ведёрке у местных мы увидели настоящего сибаса — его я сразу узнал, такие лежат на льду в наших супермаркетах.

За несколько часов мы поймали десятка три хвостов — в основном, рыбки были небольшие, размером как зимние «спортивные» окуни. Понятно, что весь улов мы «утопили», у меня это норма, дома я тоже всю пойманную рыбу отпускаю. Хотя, если кто любит вяленую рыбу, то, думаю, из зубарика вышла бы неплохая закуска к пиву.

нахлыстНа следующий день мы с утра снова вышли к морю, но на этот раз не поймали практически ничего, если не считать нескольких «мыр-мыров». Погода была такая же, что и накануне, наживка та же (попробовали ещё варёного кальмара — он никого не заинтересовал), но рыба будто исчезла. Возможно, она мигрирует, и нужно ходить по пляжу, искать её? К сожалению, ответа на этот вопрос мы не нашли, поскольку уже на следующий день пора было возвращаться в Украину. Что ж, для первого раза и этого вполне достаточно. Но если придётся снова побывать на юге Турции на следующий год, одолжу у кого-нибудь спиннинг, полкило свинца и попробую порыбачить уже более предметно.