На главную » Все статьи » МАЛЕНЬКИЕ СЕКРЕТЫ НЕСЕКРЕТНОГО ВОДОЕМА

МАЛЕНЬКИЕ СЕКРЕТЫ НЕСЕКРЕТНОГО ВОДОЕМА

силиконовая приманкаЭтот водоем давно широко известен. Не раз там проводили спортивные турниры по ловле хищной рыбы, да и обычная рыбалка здесь довольно интересная и специфическая. Я говорю о водоеме-охладителе Славянской ГРЭС (Славгрэс). Водоем этот никак нельзя назвать секретным, но вот попасть туда мне всё не удавалось по ряду причин. И вот в одно из воскресений мы компанией из восьми человек на двух автомобилях отправились на рыбалку за сто пятьдесят километров.

Несмотря на то, что еду на Славгрэс впервые, про водоём я знал очень много. Площадь его 50 га, глубины около трех метров, рельеф везде однородный, водоросли отсутствуют. По форме напоминает овальную чашу, обрамлённую бетонными плитами. Из хищников водятся окунь, судак и канальный сомик. Рыбу можно поймать почти в любом месте, без привязок к рельефу, но в то же время, она бывает очень привередлива по части приманок и клюет, когда и как ей вздумается.

На водоем мы приехали к шести утра, но были там уже далеко не первыми. На дамбе стояло десятка три машин, и подъезжали ещё; по периметру водоёма рассредоточились до сотни рыболовов. Одна шестая часть водохранилища перегорожена небольшой бетонной дамбой, идущей по дуге от одного берега до другого, это так называемый перелив. По всей длине перелива расположилась большая часть рыбаков, туда направились и мы с товарищами.

Беглого взгляда было достаточно, чтобы понять — хищник ловится на большей части разделённого переливом водоёма. На меньшей ловят карпа и карася. Условия ловли были далеко не комфортные — сильный западный ветер дул в лицо, разбивая волны о перелив, брызги от них долетали до нас. Чтобы забросить силиконовую приманку против ветра подальше, я сразу поставил 8-граммовый ушастый грузик — при проводке он оказался тяжеловат. На крючок был надет 3-дюймовый виброхвост Sakura Shad от Perca’s цвета «карамель». Эту силиконовую приманку я благополучно оторвал на третьем забросе в расщелине между бетонными плитами, под которыми чаще всего и происходят поклевки хищника. То, что за рыбалку можно оторвать десяток (а то и более) приманок, я заранее знал по рассказам друзей, поэтому запасся достаточным количеством грузиков и силикона. Твистеров я взял совсем мало — по мнению завсегдатаев этого водоема они здесь неэффективны.

силиконовая приманка -3В скором времени я увидел первого судака, пойманного соседом в десяти метрах от меня. У основной же массы рыболовов уловов не было, вся активность выражалась в перевязывании оснасток после частых зацепов. Сегодня я взял с собой два спиннинга: один тестом 2-10, другой 3-18 гр. Не заработав минут за пятнадцать ни единой поклевки, разворачиваюсь спиной к ветру и бросаю в другую часть этого водоёма. 2-дюймовый твистер на 4-граммовом «ушастике», подхваченный потоком воздуха, улетает метров на сорок и, приводнившись, быстро касается дна. Глубина здесь порядка 2-2,5 м. На середине проводки, вроде, был контакт с рыбой, но это ничем не закончилось. Следующий заброс… На третьей ступеньке спиннинг (тест до 10 гр.) четко реагирует на поклевку. Мягкая подсечка — и есть ощущение приятной тяжести на дальнем конце шнура. Поведение рыбы не такое, как у хищника — она сразу начала уходить в сторону, ко мне шла по дуге. И вскоре у меня в руках оказался красавец-карась граммов на шестьсот, на которого с удивлением смотрели стоявшие неподалёку рыболовы. Еще три контрольных заброса, и я ухожу с этого места — приехал же за судаком, а не за карасями.

Иду дальше по переливу, мимо скопления спиннингистов. Более удачливые ловят изредка судаков, но основная масса выступает в роли статистов. У Димы, парня из нашей компании, в зачете уже есть пара хвостов, а мы пока стараемся подобрать ключик к хищнику. Два четких правила, которые я усвоил до поездки на этот водоем: твистеры тут не работают; проводка должна быть плавной, без подрывов. А все остальное — дело вкуса и фантазии.

Водоём подвергается сильному прессингу. Когда-то я читал про исследование американских ученых относительно реакции их судаков на искусственные приманки. В ходе длительных наблюдений выяснилось, что рыба, пойманная на определенную приманку, и затем отпущенная, запоминает ее надолго и потом полностью игнорирует. Может, и с нашим клыкастым происходит то же самое? Значит, будем рыбу удивлять.

Закинув рюкзак за плечи, я отправился к товарищам, которые расположились на дальнем конце перелива. Пока друзья ловят, я сортирую пакетики с раками и чисто фантазийными силиконовыми приманками, не имеющими сходства с живыми существами, обитающими в наших водах. От приманок с активной игрой решил на время отказаться. Беру 3-дюймового рачка Vindex Craw от Molix. Эта силиконовая приманка у меня в единственном экземпляре, она пролежала в коробке больше двух лет, так и не найдя применения. Если присмотреться, то похож Vindex Craw больше на летучую мышь, расправившую свои перепончатые крылья, нежели на рака. Смонтированная на 7-граммовом «ушастике» силиконовая приманка улетает в неспокойные воды водохранилища. Проводка плавная — 2-3 оборота катушкой, пауза. Пока провожу эксперименты, Игорь, стоявший недалеко от меня, ловит судака на Sl-Remix от Bait Breath. Этих раков я оставил почему-то дома…

силиконовая приманка -5Вопреки ожиданиям, у меня быстрого контакта с рыбой нет, а Игорь вновь отличился. Хищник атаковал SL-Remix у самых ног, и был выдернут из волны. Когда я уже потерял надежду поймать что-либо на Vindex Craw, и хотел уже его сменить, происходит поклевка на стыке бетонных плит и донного грунта. Засечь хищника не удалось, но через пару забросов на средней дистанции снова следует поклёвка. На этот раз и рыба засеклась, и вываживание прошло благополучно. В процессе освобождения судака от крючка замечаю, что Vindex Craw лишился одной конечности. Жаль… Только нащупал рабочую силиконовую приманку, и сразу нужно искать другую.

Спустя двадцать минут у меня происходит еще одна поклевка, на этот раз на 3-дюймового рачка Mosya от Bait Breath, а затем наступает длительное затишье. С этой точки решил не уходить, она очень удачная — в отличие от соседских, зацепов тут нет, а судак всё-таки время от времени подходит.

Вместо Mosya я поставил Rockclaw 3″ от Ecogear в цвете «Plum + Small Green Flk». Эта силиконовая приманка, изготовленная из «съедобного» материала, считается пассивной — активными элементами являются только усики. Едва я отправил Rockclaw в воду, как на него сразу же отреагировал судак. Рачок оказался в пасти хищника довольно глубоко, и освобождать силиконовую приманку пришлось при помощи специального зажима. Поимка рыбы не осталась незамеченной, не осталась без внимания и силиконовая приманка. Игорь тут же из своего коробка достал такого же рака и скоро засек судака около кило весом.

К обеду стихия не на шутку разыгралась, волны уже не просто били в бетон, но и перекатывались через плиты. Большая часть рыболовов, собрав снасти, отправились к машинам. Нам позвонил друг и предложил переехать в более тихое место, расположенное на противоположной стороне водохранилища. Половина членов нашей компании была с уловом, остальным пока не везло. Сергей не стал никуда ходить и остался вблизи лагеря. Пока нас не было, он поймал трех судаков. Хищника ему удалось привлечь съедобной резиной от Bait Breath — 3-дюймовым виброхвостом Shift Tail необычной формы.

силиконовую приманку -2Переехав на противоположную сторону водоема, мы сразу ощутили преимущества этого места. Тут ветер помогал нам — силиконовые приманки даже на самых маленьких весах улетали «за горизонт». Единственное неудобство — ловить приходилось, стоя на наклонных плитах, при этом ноги быстро уставали.

То, что судак равномерно рассредоточен по всему водоему, мы поняли сразу. Дима, отойдя от нас в сторону метров на тридцать, поймал хищника на втором забросе, а вскоре и я заработал первую поклевку. Отталкиваясь от сегодняшних наработок, я продолжал эксперименты с раками. На этот раз рыба позарилась на Rush Craw 3,5″ от Bait Breath. Но силиконовая приманка, видимо, оказалась немного великовата, и хищник не засекся. Следующая поклевка повторилась через три заброса. Бланк четко отреагировал на удар, и спустя полминуты я держал в руках окуня граммов на триста. Не успел я освободить силиконовую приманку, тут же вываживает рыбу Сергей. И него окунь, но гораздо крупнее моего. Следом Сергей зарабатывает три подряд контакта с хищником, но поклёвки реализовать не удаётся.

Первые поимки вселяли уверенность в то, что дела тут пойдут веселее, чем на переливе. Но через полчаса ловли стало понятно, что это не так. Приходилось выбирать: или выжидать подхода хищника, оставаясь на одном месте, либо искать активную рыбу. Мы с Игорем выбрали второй вариант и пошли по наклонным плитам вдоль берега, меняя место ловли через каждые десять метров. Игорь на третьей остановке «выковыривает» судака под кило. Как и в утренние часы, его выручил SL-Remix от Bait Breath. Пройдя дальше на несколько метров, Игорь ловит ещё одного на 3-дюймовый Sakura Shad от Perca’s. А у меня пока был всего один невнятный тычок по силиконовой приманке…

силиконовые приманки -4Поклевка произошла так неожиданно, что я чуть не выпустил спиннинг из рук. Хищник атаковал силиконовую приманку у края плиты, когда проводка заканчивалась, и я уже собирался переходить на другую точку. Бланк нагрузился, и мне пришлось немного отпустить фрикцион, стравив при этом пару метров шнура. Рыба раза три устремлялась в глубину, после чего дала подвести себя к урезу воды, где я смог взять ее в руки. Взял судак более кило весом на рачка Bys Craw 2,5″, на которого я ловил последние полчаса. К этому времени половина нашей команды уже собрала снасти, не выдержав испытания плохим клевом. Значит, пришла пора возвращаться домой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Этот водоем я бы не назвал ни простым, ни сложным. Его нужно понять. Одной рыбалки для этого недостаточно, но я постараюсь поделиться тем, в чём смог разобраться. Это всё очень субъективно, конечно.

Если вы собрались на Славгрэс, будьте готовы к тому, что обрывать силиконовые приманки придется много и часто. Не всем это нравится, но тут уж ничего не поделаешь. Дело в том, что хищник стоит у края плит, где и происходят зацепы. Незацепляющихся монтажей для ловли на этом водоеме, думаю, не существует. Помимо арматуры и расщелин в плитах, там ещё масса кусков оборванных шнуров — и через всё это нужно провести силиконовую приманку. Одинаково цепляются как монтажи с открытым крючком, так и на офсете. Не знаю почему, но обычная джиг-головка всё-таки цепляется меньше, чем монтаж с «ушастиком». Для экономии времени на перевязывание оборванных приманок, мы вязали их напрямую к шнуру, часто даже без застежек. Существенной разницы в клеве при этом не наблюдалось.

силиконовые приманки -6Активность хищника зависит от многих факторов, но плюс в том, что тут он рассредоточен по всему водоёму. Рыбу здесь действительно нужно удивлять, и чем больше отличается ваша силиконовая приманка от тех, которыми ловят конкуренты, тем выше шанс на поимку.
Это не обязательно должен быть съедобный силикон. В период низкой активности хищника (а на такую мы и попали) ко двору пришлись раки, которые работали лучше, чем виброхвосты. Вес применяемых грузил был от 3 до 8 гр. Проводка плавная, без резких рывков. Большая часть поклевок происходила прямо «под ногами», лишь изредка хищник атаковал силиконовые приманки на средней дистанции.
Все описанные события происходили в начале апреля, мои выводы и заключения относятся лишь к этому периоду. Уверен, что в другое время хищник будет вести себя иначе, и ловить его придётся по-другому.
Ни хвоста вам, ни чешуи!