На главную » Все статьи » НАЛЕГКЕ / рыболовный туризм — часть 1

НАЛЕГКЕ / рыболовный туризм — часть 1

мопед для рыбалки«А вы пробовали когда-нибудь зашвырнуть комара? Далеко-далеко.
Он не летит. То есть он летит — но сам по себе и плюет на вас.
Поэтому надо быть легким и независимым»
(М.М. Жванецкий).

Никогда не думалось, что случится войти в такое состояние, когда чувствуешь себя крысой в ловушке, случайным пассажиром несущегося в пропасть поезда для сумасшедших, с которого мне некуда и невозможно сойти… Когда мир вокруг тебя становится непонятным, состоящим из сплошной лжи, а оттого неприемлемым и враждебным, когда все планы по жизни, которым отданы последние годы, рушатся из-за этой самой лжи, когда родные люди уходят из этого мира, а люди, которых считал близкими, оказываются совершенно чужими…

При таком раскладе вариантов всего два, один из которых совершенно не подходит для человека, впитавшего в себя христианские традиции. Другой, проверенный человеком, уже давно разменявшим шестой десяток лет и никогда его не подводивший — нужно «привести опилки свои в порядок». И вариант этот — расставание с материальными якорями, одиночество и свежий воздух где-нибудь у воды.
С первым оказалось совсем просто: по нынешней нашей непростой ситуации, только и удалось, что едва что-то вырвать для реализации всего остального. О нем, о первом, нет смысла говорить — каждый простой и нормальный человек не смог этого не ощутить. Потому сконцентрируюсь на других пунктах — «одиночество» и «свежий воздух». Идея ощущения свободы и независимости хоть какого-то уровня захлестнула меня целиком…

Первый вопрос, который возникает у человека, уже давно расставшегося со своим четырехколесным внедорожным другом — как же теперь попадать в места одиночества и свежего воздуха? Если кто не видел фильм Денниса Хоппера «Easy Rider», конца 60-ых годов прошлого века (чуть ли не первая большая роль Джека Николсона), то советую посмотреть, может быть, будет легче понять этот мой крик души — мне всегда нравились мотоциклы и те ощущения, которые с ними неразрывно связаны. В этом фильме, пронизанным ощущением свободы, все закончилось очень плохо, но я об этом не хотел и не хочу думать.
Муки выбора, конечно же, присутствовали. Скажу сразу, в этих делах я полный «чайник» — до нынешних времен первый и последний мой двухколесный аппарат был велосипедом из далекого советского детства. Поэтому выбор мой дилетантский был непростым. Хорошо еще, что «всемирная паутина», окромя скопища всевозможной ереси, не в пример телевидению, все еще остается бесценным кладезем справочной информации.

Жизненный опыт мой совершенно противоречит современной потребительской формуле «понты — наше «фсьо»». Он говорит об обратном: «практичность, целесообразность и здравый смысл». Перелопатив огромное количество всяких интернет-ресурсов, я с удивлением обнаружил, что единственным аппаратом, который удовлетворяет моим пожеланиям, является скутеретта (а попросту «дырчик») Honda Super Cub 50. А пожелания эти были не так уж и просты — скорость передвижения второстепенна, но важны надежность, неприхотливость в эксплуатации, минимальный расход топлива, вес конструкции до 80 кг (чтобы я мог его свободно перенести через непреодолимые препятствия), грузоподъемность выше 180 кг (так мне представлялась себе его загрузка с небольшим запасом).

Также оказалось, что это есть легендарный аппарат, с которого и начался стремительный взлет фирмы Honda. И проектировал его сам, не менее легендарный основатель фирмы, Соичиро Хонда, без малого 60 лет назад. И еще то, что этот аппарат занимает первое место в мире по количеству выданных на гора экземпляров в сегменте авто-мото техники, но… Ввиду своей скромной утилитарности, он совершенно не популярен на современном постсоветском пространстве, где опять, таки, «понты — это наше «фсьо»». А потому и найти его оказалось проблемой. А искать стоило! Из жиденького форума малочисленных «кабоводов» было почерпнуто и то, что сухой вес его всего 75 кг; и «кушает» это чудо техники около литра на сотню; и то, что движок до пятисот тысяч выхаживает; и что грузят его нещадно — далеко за 200 кг, а «оно» все равно едет!
И я его нашел. Не буду говорить где и как. В настоящий момент предложений гораздо больше, видимо народ «прочухал» эту тему. А тогда я, со сложными чувствами, докатил этого «ослика в мешке» по снегу от офиса транспортной компании до дома и без особых усилий затащил по лестнице на свой четвертый этаж. Один из пунктов моего теста был пройден — он на мне тоже может ехать!

рыболовный туризмВся подготовка «дырчика» к будущему драйву свелась к смене резины и установке грузовой корзины на переднее крыло, заднего удлиненного багажника (прямо поверх штатного), ветрового стекла (впоследствии оказалось лишним) и кронштейна для навигатора. Что касается стекла, то езда по просторам с ним намного комфортнее — и лишний жук в рот не залетит, и камешек случайный не потревожит. Даже без очков можно ездить — и пыль, и мелкий дождичек отбивает. Но вот езда через подлесок или перетаскивание через препятствия с ним превращается в сущее мучение. При первой же «жесткой посадке» я стекло разбил и вряд ли буду восстанавливать. А вот навигатор (1) оказался зело полезной штукой. Настолько полезной, что хочу остановиться на этом подробнее.

рыболовный туризмИспользуя все тот же подход к выбору девайсов, я остановился на Garmin Dakota 10. И выбором этим доволен по сей день. Автономное питание (батарейки или аккумуляторы АА), которых хватает минимум на 22 часа непрерывной работы, пыле-влаго-ударо-защищенный прорезиненный корпус, возможность закачки растровых карт и космо-снимков. На старших моделях этой серии, конечно, экранчик побольше и покачественней, памяти тоже побольше, но зато совершенно другой вес, размер, энергопотребление и ценник тоже другой. А модные современные телефоны с навигаторами слишком энергоемки и хрупки. Навигатор в пути ой как нужен! И не в городах, поселках или на трассе, а именно в глухих «чинухах», где сориентироваться по-другому бывает просто невозможно. Сколько раз он меня выручал, когда дорога или тропинка просто внезапно заканчивалась (2)…

Вообще, всяческие «электроприбамбасы» являются очень важной частью экипировки для человека, который решил побыть в одиночестве и подальше от людей. Как минимум, нужно всегда быть на связи. Даже если не происходит ничего экстремального, никогда не будет лишним позвонить кому-нибудь, чтобы узнать прогноз погоды. Так что, экономить вес и объем можно на чем угодно, только не на этом.
Есть много моделей «долгоиграющих» телефонов, но беда в том, что даже если поначалу он держит зарядку заявленные две недели, то со временем, этот показатель неумолимо падает. Точно так произошло и с моим, купленным специально для походных целей, аппаратом. Через год эксплуатации время до полной разрядки сократилось до 10 дней, а сейчас, на третьем году жизни, его едва хватает на неделю.

снаряжение для рыбалкиПосему стоит озаботиться и мобильной подзарядкой, что по нынешним временам совсем не является проблемой. Лично я обкатывал два варианта таких устройств. Оба показали себя вполне функциональными девайсами, хоть и не без недостатков. Первый — на солнечной батарее (3), всем замечателен, но имеет и особенность — работает хорошо и стабильно только на ярком солнце; и на вид достаточно хрупок. Второй — батареечный (4), работающий на четырех все тех же АА (есть модели и на большем количестве батарей). снаряжение для рыбалкиМне он больше пришелся по душе из-за своей компактности и всепогодности. Плюс ко всему — падал со мной дважды и ни разу (в отличие от меня) не ушибся. С хорошими аккумуляторами его хватает на две зарядки моего телефона.

В общем, все свои походные электроприборы я привел к двум стандартам АА и ААА, по двенадцать штук каждого стандарта. Первые пользую для навигатора, фотоаппарата и мобильной подзарядки, вторые — для фонарей и аудиоплеера (послушать сказочку на ночь, тоже иногда очень приятно). Для чего я остановился именно на этих стандартах — совершенно понятно. Даже потеряв или истощив аккумуляторы, аналогичного стандарта батарейки можно купить в любом сельмаге. Но у меня до такого не доходило ни разу, даже на самую долгую, четырехнедельную поездку, хоть и впритык, но их хватило.

Конечно же, аккумуляторы должны быть качественные, с низким саморазрядом и большой емкостью (я использую Panasonic Eneloop Pro и Powerex Imedion), а домашнее зарядное устройство — «правильным», не убивающим аккумуляторы, как делает поголовное большинство дешевых зарядных устройств. Своим MAHA Powerex MH-C9000, купленным на Ebay еще в те незапамятные времена, когда на нашем рынке их не было, я все еще очень доволен. Как аргумент, могу привести тот факт, что купленные вместе с ним аккумуляторы Imedion все еще живы, сохраняют заявленную емкость и входят в мой походный набор.

снаряжение для рыбалкиЗаканчивая «электрическую» тему, хочу сказать, что для освещения на все случаи походной жизни мне всегда хватало обычного налобного фонаря. Но, тем не менее, на всякий случай какой-нибудь резервный вариант иметь нужно. У меня им стало складное («гармошка») копеечное мини-чудо китайского производства (5), на деле оказавшееся на удивление функциональным — при своих размерах оно способно осветить не только палатку, но даже и небольшую полянку, потребляет совсем немного энергии, а в сложенном виде занимает места примерно как баночка вазелина. Случайно купил эту штуковину, но понравилась и пригодилась.

Как уже говорилось выше, на электричестве экономить не стоит. Но, ввиду жесткого дефицита места, на всем остальном — придется.
Про вместительную лодку и мотор пришлось забыть. Была у меня когда-то махонькая французская лодочка Sevylor Fish Hunter, даже с чехлом, который стоил почти как сама лодка, без которого она была достаточно уязвима, несмотря на продуманность конструкции. Но она была давным-давно продана за ненадобностью, о чем я пожалел только сейчас — не особо ходкая, но невероятно легкая и компактная, она была бы мне сейчас в самый раз. Но, «знал бы прикуп, жил бы в Сочи», пришлось задумываться снова.
Остался я в хороших отношениях с ребятами, одними из центровых производителей лодок в Украине. Сварили мне эти добрые люди за небольшие деньги максимально облегченную лодку на основе одной из своих базовых моделей — без лишних для меня «прибамбасов», утяжеляющих конструкцию: сланей, ручек, сидушек и привального бруса. Не расстался я только с поворотными уключинами. Ну а фиксаторы весел просто забыл выкинуть из сметы, потому они и остались.

мопед для рыбалкиЛодочка (6) получилась на славу — ходкая, легкая и компактная (ездит в рюкзаке), для 800-го ПВХ. Единственный нюанс, о котором следует помнить, это то, что надувное кресло, которое заменило сидушку, тоже есть составная часть общей конструкции и об этом стоит помнить всегда. Объясню почему — кресло настолько удобно, что его всегда тянет выдернуть из лодки, чтобы посидеть на берегу, тем более, что никакой, даже самый маленький стульчик в мой минималистический комплект не вписался. А на берегу может быть всякое — выстреливший уголек от костра, небрежный окурок, колючка или еще что-нибудь, что немножко порушит целостность материала. 800-ый ПВХ — очень надежный материал, но если случилась какая-то мелкая пакость (надрез, прокол, прожог), особенно не сквозной — жди неприятностей. И неприятности эти ты обнаружишь только на воде, когда взойдет солнце — температура повысится, подогретый воздух неминуемо найдет выход, и оно начнет травить потихонечку. Лодка со сдувшимся креслом превращается в малоуправляемый утюг. Проходил такое — не потонешь, но ощущения от передвижения на воде оставляют желать лучшего.

К этой лодочке я приспособил и эхолот. Не всегда и везде он нужен, и весит немало, но бывает и так, что очень даже сгодится по большим незнакомым водоемам. Крепление для датчика эхолота на основе стандартной штанги, считаю, что удумал сам. По крайней мере, в интернете я такого не видел — просто подрезал задний держатель леера и прикрутил к нему штангу для крепления датчика. Штанга была давно укорочена и переделана под «телескоп» для прошлой, полноразмерной лодки.

С жильем поначалу казалось все просто — в течение прошлых, более беспечных времен, скопилась целая коллекция палаток на все случаи жизни — от легкого пляжного тента до здоровенной семейной кемпинговой палатки. Сначала я решил, что вполне достаточно легкой и тоненькой палатки без дна, изначально предназначенной для подледного лова. Но после первого сильного ливня, сопровождаемого крепким ветерком, я почувствовал себя совсем неуютно — если ветер она кое-как держала, то крупные капли ее все же пробивали, превращаясь внутри в тонкую водяную пыль.

мопед для рыбалкиХорошо еще, что догадался захватить кусок тонкого полиэтилена 4х5 метра, который используют для укрывания мебели при ремонтах. Тоненький и очень легкий и дешевый — от спокойного дождичка он спасает на «все сто», сразу прилипая к палатке. Я давно такие вожу с собой на всякий «пожарный» случай, но беда в том, что они «одноразовые» из-за своей тонкости. А когда попадаешь в грозу, которая предварительно почти всегда сопровождается приличным ветродуем, то до того, как упадут первые капли, он вполне может превратиться в лохмотья (7). рыболовный туризмПосле таких впечатлений внутри «ледовой палатки» появился пляжный тент. Пока тепло, это очень даже уютный вариант — ветер, даже крепкий, спальное место не продувает, водяная пыль, даже от серьезного ливня, тоже садится в сторонке. А веса и объема прибавляется немного (8).
Другое дело, когда наступает осень, и холодные ночи могут случиться уже в сентябре. Днем все еще жара, а вот ночью в относительно высокой палатке можно и озябнуть. Про октябрь я уже вообще молчу — было и такое, что при дневной температуре +20°С, по рыболовный туризмночам могут случиться и заморозки (9). И вот, после всяческих экспериментов, рожая ёжика колючками вперед, я остановился на, как мне кажется, универсальном варианте — маленькая, легкая приземистая палаточка с дном, плюс не самый легкий, но абсолютно непродуваемый и непромокаемый терпаулинговый тент 4х5 м. Средний по весу и объему комплект, но, как мне показалось, самый комфортный и универсальный в данном формате.

снаряжение для рыбалкиЕсли застал в дороге ливень — всегда можно остановиться, выдернуть тент укрыться вместе с «дырчиком», а то и переночевать. Когда тепло и обстановка располагает, то можно просто поставить его в позицию «Г», «П», или «Л» — на выбор, не ставя палатку, и наслаждаться перед сном звездным небом. А вот когда непогодь и холода, тогда это просто незаменимая вещь, — он ставится поверх той самой маленькой палаточки (10), отлично держит тепло — ночевать можно хоть в маечке, хоть без нее, достаточно просто «захлопнуть дверь» тента, уронив стойки. Это проверено серьезными заморозками, гарантирую. И еще под этот тент запросто влезут шмотки, которые могут показаться лишними в палатке. Может и «дырчик» влезет, но я не проверял, на стоянках он живет в своем персональном чехле.

Чем наполнить свой походный дом — вопрос личных предпочтений. На голой земле спать, конечно, можно в какой-нибудь экстремальной ситуации, мне даже случалось это делать. Но, это было в далекой молодости, и я с тех пор запомнил, что это совсем не хороший вариант, поэтому и не стоит на это рассчитывать. Каремат — очень хорош по весу, но по объему он мня не устроил — в конце концов, не совсем пешком ходим. Остановился на надувном матраце. Польского производства, пляжный, купленный лет двадцать назад. Не особо легкий, но до сих пор не продырявленный, хотя использовался «и в хвост, и в гриву».

рыболовный туризмС прошлых времен есть в «коллекции» и четыре «интекса» разных размеров, но все они были забракованы из-за своей потенциальной уязвимости и очень иллюзорной возможности накачать их без насоса. Есть в походном хозяйстве и очень теплые коврики из оленьих шкур (память о молодости на северах), но они хоть и легкие и очень-очень уютные, но больно много места занимают.

Честно говоря, мне ни разу не удалось нормально погрузить полный комплект стояночного барахла и снаряжение для рыбалкиполный комплект снастей одновременно с лодкой — центр тяжести груженого «дырчика» оказывается слишком высоко, и езда становится некомфортной. А если приходится протискиваться через заросли, то начинается совсем уж неприятный экстрим. В общем, есть еще куда двигаться в сторону минимизации походного барахла. Еще год назад присмотрел у китайских братьев аварийный тент (11), по размерам и характеристикам, при своей копеечной стоимости, показавшийся мне вполне подходящим, но… Заказывал два раза, и оба раза посылки не дошли. Наверное, попробую еще разок, может, к следующему теплому сезону и дойдет. Зато, очень пригодилось «спортивное» полотенчико (12), до сих пор валявшееся невостребованным.

Что до снастей, то здесь меня ожидали сплошные перемены. И касается это в первую очередь удилищ. Все, что было «нажито непосильным трудом», в мопед для рыбалкиновом формате оказалось совершенно непригодным к транспортировке. Гонку рыболовных вооружений я закончил давным-давно, ведь как известно, «лучшее — враг хорошего», но теперь пришлось вникать в тему снастей класса travel, или удилищ короткого сложения. Оказалось, что доступных предложений не так уж и много, тем более, пожелания мои были достаточно разнообразны — хотелось и мах, и «болонку», и фидер, и спиннинг. Все это как-то собралось со временем и в упакованном виде (13) меня очень даже устроило.

Проще всего досталось маховое удилище. Им оказалось Salmo Diamond Pocket Pole 500, до сих пор полно предложений по его продаже. Очень легкое, аккуратно сделанное и сверхкомпактное. И на вид, и по описанию чисто уклеечное. Опыт его использования это только подтвердил — уклейки переловлено немеряно, но вот когда довелось набрести на «карасевое» лесное озеро, то вываживание уже ладошечного карася превращалось хоть и в увлекательное занятие, но на грани фола. По крайней мере, так мне показалось. Но в целом, остался им премного доволен, да и альтернативных вариантов я как-то не наблюдаю.

Но одной уклейкой сыт не будешь, хоть при хороших размерах ее и ловить в радость, да и вкусненькая она (14). Хотелось еще и «болонку», да помощнее. В общем-то, не столько из-за того, что я нацеливался на трофеи, а потому, что душа жаждала разнообразия: я рассчитывал половить и матчевыми оснастками, и с оснасткой «сбирулино», ведь голавля в наших речках все еще полно. Легко нашлась и эта позиция — Trabucco Erion Xs Mini Bolo. Но, оказалась «не по Сеньке шапка» — при средней цене в 70 евро, предложений поблизости просто не оказалось, а тянуть «из-за бугра», приплюсовывая еще и совсем немаленькую стоимость пересылки, мне было уже просто не по карману.

В поисках альтернативных вариантов было перепахано немало ресурсов, но, увы, чего-либо приличного в таком формате я не нашел. Пришлось рискнуть и купить на AliExpress сомнительное произведение китайских умельцев. И этот «китаец в мешке», в конце концов, меня подвел — первый же приличный голавль (15), соблазнившийся моей неказистой мухой, разломал его сразу в двух местах, хоть сам он, уже при помощи катушки на комле, был чудом доставлен на берег. В общем-то, жалко было не этого барахла, а того, что в той поездке я лишился интересного вида ловли.

Вернувшись в город, я восполнил потерю уже с учетом реалий. Заменой оказалось удилище Flagman Magnum Tele MR-420A. «Дубовое», не очень аккуратно сделанное, но недорогое и на вид достаточно надежное. Единственное, что его транспортировочная длина оказалась около 72 см, но как показал уже появившийся опыт, этот размер меня тоже вполне устраивает. Да и выбирать, собственно, было не из чего.

Со спиннинговым удилищем тоже не возникло проблем. Salmo Elite Travel Spin 25. Не Бог весть что, но сделан аккуратно и качественно для своего класса и назначения, очень хорошо лег в руку и вписался в максимальные требования к транспортировке. Также, прознав про мои поиски, один хороший человек отдал в мои добрые руки свой Tele Twitching TTW 240 («Серебряный ручей»), с тестом 3-18 гр., немного более легкий и изящный, чем первый. Обеими палками я активно попользовался и даже не могу отдать предпочтение какой-либо из них. Поначалу был более удобен первый — из-за меньших транспортировочных размеров, но с появлением «магнума», этот показатель уже не имеет значения — удлинённый самодельный тубус так же легко помещается в мою походную сумку-баул.

При совсем невеликом выборе, с приобретением фидера было все просто. Я не знаю, что имели ввиду разработчики удилища Flagman Sensor Mini Boat Feeder, но я в упор не понимаю, как можно ловить фидером с лодки? Но эта палочка с верхним тестом 130 гр. для небольших речек оказалась «самое то». Транспортировочный размер 47 см тоже был заточен как будто под меня. Не скажу, что он изначально был идеален. Но усовершенствованиям, приближающим его к таковому, очень даже подлежал. Не буду говорить, что идея и сама реализация были моими, но как многое гениальное, все оказалось просто. Снимается «тюльпан» (поскольку это «телескоп»), убирается верхнее колено, под второе подбирается полая вставка, выпиленная из какого-нибудь ломанного удилища с таким расчетом, чтобы ее внутренний диаметр соответствовал распространенному диаметру сменных вершинок (у меня это 2,8 мм). И все, дальше возникает возможность подбора вершинок под разные условия ловли.

голавль на фидерФидером я пользовался, наверное, не реже, чем махом. И ловилось на него, в зависимости от насадки и условий ловли, ну просто что попало: пескарь, бычок, окунь, подлещик, плотва, красноперка, да и голавль (16) тоже не брезговал. Когда-то, уже некоторое время назад, вытянул на фидер и небольшого сомика. А в этом году на уже засекшуюся рыбешку позарилась небольшая щучка. Только вытащить ее я не смог, не дал погулять и как следует заглотить свою добычу. Не мог же я знать, что за зверь там сидит. Но разглядеть, что это была щука, я все же успел.
Под новый, «карликовый» комплект понадобились и соответствующие катушки, из которых у меня в наличии оказалась только спиннинговая. Под фидер и «болонку» купил самые незатейливые, но из брендовых. Пока все живы.

Ну, а самопальный тубус под это все, который я смастерил из пластиковой канализационной трубы, в описаниях не нуждается. Моего старого, полноразмерного, хватило на двух малышей — «мини» и «миди» — 53 и 75 см, соответственно. Кроме всего набора палок, в тубусы помещается три соразмерных стойки и три насадки на них — фидерная, V-образная и «бабочка». Все вышеперечисленное является, конечно, компромиссом, но «такова се ля ви», без них жить вообще не получается.

рыболовный туризмВ процессе минимизации «под сокращение» у меня попали и кухонные принадлежности. Из всего ящика с походной посудой я выудил на свет божий только «холодную» кружку из нержавейки, металлическое блюдечко (оно же крышка, пепельница и подставка под спираль от комаров) и вилку (17). Пластиковую посуду ненавижу с детства, а металлическая вилка была единственным послаблением.

Ложка, конечно, тоже нелишний аксессуар, но я уже давным-давно использую хирургический зажим (он рыболовный туризмже экстрактор) и большую «раздетую» блесну-колебалку (18). Что касается тарелок и сковородки, то заменой всему стал рулон алюминиевой фольги. Это невероятно удобная и универсальная штука. К тому, чем пропитаться оголодавшему путнику, мы еще придем, а сейчас просто скажу, что более универсального походного кухонного причиндала, по моему скромному мнению, не существует.

При всей незатейливости кухонного набора, пришлось немножко дополнительно на него потратиться, приобретя самую маленькую из доступных газовую горелку и литровую кружку из нержавейки, которая должна была служить (и отлично служила) и ковшиком, и кастрюлей, и котелком. А горелка, хоть, в основном, и не была востребована, все равно не лишняя, мало ли какой дождь зарядит, что же теперь, и кофе не попить?..
Продолжение ЗДЕСЬ>>>

Подпишись на новости