На главную » Все статьи » ХОЖДЕНИЕ ПО РЕКЕ ВОРСКЛА

ХОЖДЕНИЕ ПО РЕКЕ ВОРСКЛА

река ВорсклаВорскла — удивительная по красоте речка. Видеть ее мне доводилось много раз. То измучившись от летнего зноя и, не в не меньшей степени, от купания в наших местных ключевых (бр-р-р!) озерах, махнем туда на какие-нибудь полдня, чтобы искупаться в теплых струях этой прекраснейшей речки. То родственники или друзья захотят пожарить шашлыки на природе… И в каждый такой визит я неизменно бывал поражен царственной ее красотой. Иногда даже брал с собой спиннинг и бродил по берегам, забрасывая приманку в кристально чистые воды, пока разомлевшие от излишеств тела моих спутников лежали на траве. Но все это было не то. Внутри меня уже давно поселилась и с каждым годом росла и крепла мечта по-настоящему обследовать эту жемчужину нашей украинской природы. Хотелось собрать подходящий контингент и взять в поход все необходимое оборудование, позволяющее качественно это сделать.

Итак, действующие лица: я, Майшела, она же Мышелла; Ньют — Тритон.
Для первого похода мной был избран самый простой и понятный участок реки Ворскла длиной менее 10 км, расположившийся между двумя запрудами, которых на Ворскле, извините за каламбур, хоть пруд пруди. По моим данным, это самый короткий участок Ворсклы, находящийся между двумя гидросооружениями. И вот, после долгих приготовлений, 27 июля прошлого года мы с Мышеллой отправились в путь. Несколько слов о моей спутнице.

Это девушка, о которых говорят, что она, мол, не от мира сего. К еде и возлияниям равнодушна, очень любит природу, в особенности фотографировать цветы и всяких букашек. К тому же, в этом году, благодаря новой приманке «попла-поппер», она крепко приобщилась к спиннинговой рыбалке. Словом, лучше спутника не найти. Нет, я не против был, конечно отправиться в путь с прожженным рыбацюгой (но только интеллигентным, так как не желаю спонсировать браконьерскую вылазку), но не смотря на июль месяц, все они были заняты делами.

А тем временем мы с Мышеллой уже на берегу вожделенной Ворсклы. План похода следующий: подняться на лодке от нижней плотины к верхней, затем спуститься по течению обратно. И вот наша лодка спущена на воду в болотистом заливе выше гидроузла, впереди у нас полное открытий путешествие, а повседневные заботы и проблемы — позади.
Из залива на фарватер реки выбираемся на веслах, так как очень много водорослей. Затем запускаю двигатель, и путешествие началось!

река ВорсклаПервую половину пути (около 5 км) лодка идет легко и непринужденно, но дальше начинается длинный, километра два, перекат. Глубина здесь около метра, да и течение не слишком быстрое, но двигаться на моторе все же невозможно из-за буйно разросшихся во всю ширину русла водорослей. Берусь за весла — вот и первое приключение!

Красоту этого переката невозможно описать. Но самое главное — готовя этот материал, я обнаружил, что у меня нет фото этого места. Руки были заняты веслами? Нет, дело не в этом. Просто красота такая, что смотришь вокруг, забыв обо всем на свете, и про фотоаппарат тоже! Думаю, Мышелла не снимала по той же причине. Кроме того, я понял, что все волшебство заключено в движении воды, а фотографии не передают динамики. И любительское видео, уверен, тоже неспособно передать всей полноты впечатлений от пребывания в таком месте.

Выше переката начался глубоководный участок примерно такой же протяженности — очень живописный лесной участок с множеством завалов, образованных упавшими с обоих берегов деревьями. Далее снова перекат, протяженностью с полкилометра.

День клонился к вечеру, а надо было еще разбить лагерь и наловить рыбки на ушицу, поэтому решено было остановиться на ночлег на левом берегу, напротив переката. Быстро установив палатку, выезжаем на середину реки, чтобы порыбачить. В какой-то момент я узнал это место. Бывал я здесь в такое же время года, но выглядело оно совсем по-другому. Дело в том, что прошлогоднее лето выдалось очень дождливым, и уровень воды в Ворскле просто зашкаливал. А обычно летом этот перекат имеет вид ручья пару метров шириной и глубиной не более метра, несущего свои воды среди берегов, покрытых плотными зарослями осоки.

река ВорсклаА между тем, пока мы шли по перекату вверх, потом возвращались немного вниз, решив разбить здесь стоянку, пока ставили палатку, перекат жил своей жизнью, и жизнь эта была довольно бурной. Кроме всплесков разной мелочи, то тут, то там раздавались удары помощнее. Нет, это не были монстры, но явно жировала рыба средних размеров, и было ее здесь не так уж мало. До вечера нам с Мышеллой удалось поймать пару десятков хвостов. Ловили джигом и на попла-поппер. Думаю, опытные речные рыболовы имели бы здесь улов поинтереснее, но мы были благодарны реке и за это. Отобрав на уху несколько экземпляров из разряда «крупных», мы причалили к берегу.

На следующий день, еще в предрассветных сумерках, я вылез из палатки и хотел было оттолкнуть лодку от берега, но заметил, что прямо у меня под носом в прибрежной полосе жирует какая-то рыба. Была она некрупной, но ведь и я, как вы поняли, не очень крупный специалист в области речной рыбалки. Поэтому пренебрегать шансом хоть что-то поймать не стал и, поставив попла-поппер с крупной имитацией опарыша, забросил снасть вдоль берега, прямо с пришвартованной лодки. Жирующей рыбой оказался 150-граммовый голавлик, пойманный со второго или третьего заброса. Потом попались еще несколько, но уже помельче. Должен сказать, что ни один голавль за время нашего похода не пострадал. После фотографирования на память все они энергично уплывали прочь.

Проснулась подруга, и мы снова вышли на перекат. Здесь меня ждало очередное открытие — микро-колебалки. Блесна Individ весом 2,5 гр. от фирмы SV давно пылилась в моей коробке. На стоячих водоемах, где я чаще всего рыбачу, она себя как-то не показала, да и покупал я ее с расчетом на речку, предвкушая такую вот поездку. Вот тут я про нее и вспомнил. Правда, на том пройденном перекате она принесла всего лишь несколько некрупных окуньков, но я понял, что ловить она будет. И не ошибся!

Затем Мышелла ходила за грибами. Вообще эти места вполне грибные, я лично знаю несколько точек, где можно набрать белых и крупных подосиновиков, но они находятся в нескольких километрах от речного русла, для их посещения нужен наземный транспорт. А в нашем распоряжении была только лодка. На самих же берегах мне встречались лишь маслята да разновидность подосиновиков с коричневой шляпкой, они тоже мясистые и плотные, но никогда не бывают такими крупными, как красношапочные.

После завтрака или, скорее, уже обеда мы двинулись дальше. Пройдя немного вверх по течению, уперлись в шлюз. Облов слива и близлежащей акватории ничего не дал, но самое главное — здесь не было признаков присутствия рыбы (кроме вездесущей уклейки и мелкой красноперки). То же самое, только без уклейки, было и в большом заливе со стоячей водой. Признаки активности рыбы стали появляться, когда мы двинулись обратно, вниз по течению и отошли от плотины не менее, чем на полкилометра. На SV попалась плотва, а также пытались клюнуть неплохие окуни.

река ВорсклаБыло это так. Мы сплавлялись вниз по течению, я забрасывал блесенку под берег. Однажды, когда я забросил приманку и, дав ей «осыпаться» вдоль прибрежного свала, начал проводку, вдруг почувствовал, что ее будто кто-то щиплет. Сквозь поляризационные очки я увидел в кристально чистой воде двух толстых окуней, которые хватают мою блесну, пытаясь отобрать ее друг у друга. Подсечка оказалась безрезультатной, а окуни скрылись и больше не появлялись. Затем мы прошли гостеприимный перекат, но без особого успеха, после чего начался очень интересный участок с множеством упавших в воду деревьев, образующих завалы. К этому времени я, что называется, вошел во вкус, ловя на Individ. Жаль, что эта приманка была у меня в единственном экземпляре!

Еще в густых травах только что пройденного переката она показала себя с самой лучшей стороны. Ее феноменальная проходимость просто поражала! Да и рыба, правда мелкая, редко пропускала ее мимо.
Ворскла — тихая равнинная речка. Поэтому даже на перекатах и даже в период высокой воды течение здесь не слишком быстрое, что дает возможность не спеша и основательно облавливать акваторию, сплавляясь вниз по реке. Пользуясь этим, я бросал блесну в разных направлениях, тем более, что акватория переката по всей ширине была довольно однородной: трава да струящаяся вода. Наилучшие результаты давала ловля с забросами вниз, когда на паузах в проводке блесенка сама играла на течении.

Когда же мы вошли в пределы высоких лесистых берегов, и показался первый завал, пришлось изменить тактику ловли. Теперь я посылал блесну к завалу или зеленому наплыву, который суть порождение этого завала, сплавлял ее под эти образования, после чего начинал проводку. В этот момент всегда следовала поклевка. Если же я не подсекал либо промахивался, через метр-другой поклевка повторялась. Не было ни одного заброса, который не принес бы голавлика! Даже когда я бросал неточно, и приманка ложилась далеко от завала или наплыва, голавлик все равно умудрялся ее схватить и пойматься. Из-под некоторых деревьев удавалось выловить даже по два голавлика, но одного — гарантированно!

река ВорсклаДаже Мышелла, взяв мой спиннинг, без труда изловила несколько голавлишек. При этом не было даже намека на какую-либо видимую активность рыбы. А где же зачетные экземпляры? — спросите вы. Ну да, видел двух. Помните про окуней, щиплющих блесну? Все повторилось в точности, когда я забросил не под завал, как обычно, а под самый берег, между двумя соседними завалами. Только вместо двух окуней был голавль зачетного размера. Второй случай еще злее. Когда под сенью одного из наплывов я подсек очередного недомерка и вывел его оттуда, то увидел, что сбоку плывет солидный голавль и пытается вырвать блесну изо рта малявки!

Постепенно берега становятся более низкими, а поскольку вода, как я уже сказал, сейчас высокая, то прибрежные камыши затоплены. У кромки камыша Individ хватали мелкие голавлики, у меня там даже сложилось впечатление, что голавль (жаль, что мелкий) — это такая вездесущая и прожорливая рыба, что клюет везде и всегда. А дальше начинается тот самый длиннющий 2-километровый перекат. Немного устав от рыбалки, ставшей уже несколько однообразной, мы просто наслаждались пейзажами и той божественной благодатью, которую щедро дарила нам река.

Мышелла неплохо отловилась по красноперке. А у меня продолжалось всё то же самое: что филигранно положи блесну под самый завал, что брось ее куда попало, результат один — детёныш голавля. И вдруг такое знакомое чувство! Еще не посмотрев вперед по курсу лодки, я уже знал: там что-то есть. Вглядываюсь, пытаясь понять — что же именно? До этого места немногим меньше ста метров, но я уже вижу, что там происходит.

Спокойная гладь воды чуть колеблется — под ней стая какой-то крупной рыбы! Беру в руки спиннинг и жду. Как только лодку подносит на расстояние броска, моя вертушка пулей взмывает в воздух и приводняется точно на краю стаи. Здесь надо отметить также прекрасные полетные качества этой замечательной приманки. Несколько оборотов катушки и…

река ВорсклаТакого я просто не ожидал! Спиннинг так резко рвануло, что я даже потерял равновесие — стоя в лодке, я вместо подсечки, чтобы удержаться на ногах, рефлекторно подал удилище вперёд… И рыба тихо уходит, словно растворяется в воде…
Быстрый перекат вливается в широкий омут, окружённый высокими берегами, покрытыми сосновым лесом. Затем течение несет нас к большой излучине, на подходе к которой открывается величественная панорама. За излучиной уже глубоко, течение замедляется — чувствуется подпор нижней плотины. Берега тут обрывистые, густонаселенные. Поэтому включаю двигатель и идем вниз почти к исходной точке нашего похода — там есть места с пологими берегами, удобные для стоянки…