На главную » Все статьи » РЕКА ОРЕЛЬ. ОТКРЫТИЕ ЛОДОЧНОГО СЕЗОНА

РЕКА ОРЕЛЬ. ОТКРЫТИЕ ЛОДОЧНОГО СЕЗОНА

река орельВ последние годы для меня вопрос о том, куда поехать на открытие очередного лодочного сезона не актуален, душу не терзают муки выбора. Начиная с 2009 года сезон я открываю на реке Орель. И несмотря на то, что река, казалось бы, уже достаточно изучена, с каждым новым сезоном приходится сталкиваться с новыми условиями рыбалки. Первые два года основной упор я делал на свои любимые виброхвосты Predator и колебалки от фирмы Jaxon. Пусть и с переменным успехом, но щука ловилась.

Сезон 2011 я открывал на «прямике» на входе в Рясское. Тогда снова сделал ставку на силикон Predator, но в этот раз он не сработал. Погода уже была достаточно жаркая, трава поднялась высоко. На пригодных к облову джигом участках щуки не было. Она рассредоточилась по травянистым отмелям. В таких условиях рыбалку удалось спасти с помощью крэнков Dino Crank F-723 в цвете HBSH от Duel и TD Crank Scouter-G от Daiwa в песочном цвете.

В 2012 году мы с моим товарищем Романом сезон открывали на Ухе, так называется участок реки Орель между Рясским и Степановкой. Тогда на открытие пришлась по настоящему щучья погода — было прохладно и пасмурно, дул ветер до 8 м/сек и периодически срывался дождь. Щука ловилась довольно исправно на протяжении всего дня. А уже ближе к вечеру случился настоящий выход — хищница просто разрывала Rudrа Silent в цвете S-76. К слову, Роман тогда ловил на Rudrа SP в цвете H-23, и поклевок именно на «Рудру» у него не было, а работали Orbit 80 и Jib 90 SP от Smith. Правда, щука на эти приманки ловилась, в основном, незачётная. Собственно, именно после этой рыбалки Rudra Silent для меня стала одной из самых почитаемых приманок.

Не найдя попутчиков, на открытие сезона 2013 я выехал в гордом одиночестве. Вначале остановился на Лагере (так называется участок реки Орель в месте соединения трех областей — Харьковской, Полтавской и Днепропетровской). Потом переехал подальше от толпы, в Усть-Липянку. Я описывал этот выезд в своей статье «Река Орель. По новым и старым маршрутам» в Рыбачке №14/2014. Если вкратце, то особенностью той рыбалки было очень сильное, как для реки Орель, течение. И ключик к рыбе тогда мне удалось подобрать с помощью «Предатора» и «Рудры» SP в цвете Pike.

орельНа открытие сезона 2014 я снова отправился на Усть-Липянку. К этому моменту уже стояла по-настоящему летняя жара — до +30°С. Мне, допустим, совершенно непонятно, какой смысл ждать начала лета, когда щука отнерестилась ещё подо льдом месяца три назад? Но, как говорится, имеем то, что имеем. Все запретные сроки выдержаны, законы, какими бы абсурдными они ни были, соблюдены. И, если на прошлогоднем открытии сезона для меня это был совершенно новый маршрут, то уже в этом году он относился к категории старых и проверенных.

Поскольку этот участок находится практически посреди леса, а река Орель там все время петляет, то оставленная на берегу машина с воды не видна, а это вносит в процесс рыбалки определённую нервозность. Поэтому я и уговорил поехать со мной брата, основная задача которого сводилась к охране машины. Хотя я его снарядил двумя удочками, фидером и даже спиннинговым комплектом, правда, попросил далеко от машины не отплывать. Со своей задачей он справился, а опасаться было чего. Какие-то подозрительные личности с небритыми физиономиями крутились возле нашей стоянки, что в первый, что во второй день. Приехали, накачали лодки, и сидят, чего-то выжидают. При этом в лодках ни спиннингов, ни удочек замечено не было.

К месту мы прибыли уже вечером. Сразу занялись установкой палатки. Потом Володя (так зовут брата) занялся хозяйственными делами — заготовил дрова для костра, заварил чай и наспех накрыл небольшой импровизированный стол. А я разложил удочки и фидер и занялся прикармливанием места. Хотя, как потом оказалось, наши расчёты на ловлю мирной рыбы не оправдались, за вечер и половину ночи на все снасти была всего одна поклевка небольшой густеры. Поэтому с утра вместе со мной на воду со спиннингом выплыл и Володя. Утренней активности щуки мы не увидели — ни у меня, ни у брата не было ни единой поклевки. И только когда поднялся ветер, и на воде появилась небольшая волна, немного активизировалась некрупная щучка. У брата несколько поклевок случилось на Kosadakа Mascot XS, у меня — на Tadamaki 112 и Orbit 110. Что интересно, все поклевки были с русла, с глубины больше 2 м. Перспективные с первого взгляда мелководные травянистые участки не принесли ни единой поклевки. По всей видимости, щука ушла на более глубокие участки из-за жары.

река орельНа фоне того, что прошлогодние фавориты по орельским рыбалкам — довольно шумные Rudra и Realis Jerkbait 120 SP от DUO не заработали ни единой поклевки, у меня сложилось убеждение, что щуке сегодня больше по вкусу бесшумные приманки. И вот, когда (как мне показалось) я разобрался — где искать щуку и на что её ловить, она в очередной раз преподнесла сюрприз.
На очередном якоре, после отработки участка несколькими приманками, когда я уже собрался менять точку, решил протестировать новенький Balisong 130 SP. Понятно, что при описанных выше условиях, когда щука малоактивна и реагирует только на бесшумные приманки, рассчитывать на поклевку на громкий Balisong, наверно, особо не следует. Да я и не рассчитывал — просто хотел посмотреть, как играет обновка — увидев на витрине этот воблер в шикарной расцветке Pike, не смог удержаться и купил.

Первый заброс я сделал рядом с лодкой, чтобы увидеть — как рыскает примака, какие твичи ей нужны? Второй заброс делаю уже на середину русла, несколькими мягкими рывками загоняю Balisong на рабочую глубину — и чувствую отчетливый удар по приманке. От неожиданности я даже с подсечкой на секунду запоздал. И тем не менее, рыба засеклась и, на фоне клевавших до этого мелких щучек, оказывала достойное сопротивление. Как потом выяснилось, в ней было 1,7 кг — первая зачетная орельская щука в этом году.

Вот тебе и Balisong! Можно было бы подумать, что обычная случайность, но через 20 минут уже с другой точки на этот же воблер садится ещё одна щука — по ощущениям, даже крупнее первой. Вот только эта оказалась проворнее и после непродолжительной борьбы сошла. К вечеру на этот же воблер было ещё несколько поклевок щучек-недомерков. И опять же, наравне с «Балисонгом» по мелкой щуке хорошо работали уже упомянутые Orbit 110, Tadamaki 112 и Mascot 80 у брата. А вот на Squad, Rudrа и Realis Jerkbait 120 не было ни единой поклевки за два дня.

орельНаутро следующего дня нас ждал сюрприз. От единственной зачетной щуки, посаженной на кукан, осталась только голова. Всё остальное было съедено каким-то зверем. Как потом мне сказал местный житель, это, скорее всего, постаралась енотовидная собака. Говорят, что в этих краях она даже на домашних козлят неоднократно нападала.
С погодой тоже не повезло. К изнуряющей жаре добавилось полное отсутствие ветра. Только с утра удалось заработать несколько поклевок небольших щучек на уже полюбившийся мне Balisong 130 SP. К обеду жара стала просто невыносима, поймать что-то в реке не приходилось рассчитывать. Решили собираться домой. Но, как бы там ни было, а положительный момент из поездки я извлек — в моей коробке «первого эшелона» появился ещё один рабочий воблер.

Нынешний сезон я снова открывал в одиночку. Тем более, у меня как раз выпало два выходных дня. Посмотрел прогноз погоды, и понял — если прямо сейчас не загружусь в машину и не выдвинусь, то потом, наверное, месяц буду кусать себе локти. На месте был довольно поздно — очень долго меня проверяли на одном из блокпостов, таковы реалии нынешнего времени. Но поскольку погоду на ближайшие два дня обещали пасмурную и ветреную, то я особо и не расстроился.

Первое, что бросилось в глаза — это очень высокий уровень воды. Навскидку, примерно на метр выше обычного. По высокой воде мне на реке Орель уже приходилось рыбачить, и не раз. Но настолько высокий уровень воды здесь я видел только однажды — в начале апреля 2010 года, мы тогда выезжали на береговой спиннинг. Сейчас же конец мая, а уровень воды такой же. Значит, снова придется решать уравнение с несколькими неизвестными.

Разумеется, что в такой ситуации искать рыбу на русле бессмысленно. А вот на каком из мелководных участков она сейчас стоит? Теоретически, щука может находиться в заливах, вдоль кромок камыша со стороны реки или просто на мелководных участках. Но сейчас на многих участках реки Орель, даже между тыльной стороной камыша и урезом берега, образовались полосы относительно чистой воды, куда с большой долей вероятности тоже может зайти щука. А вот для облова эти участки совершенно непригодны…
Вот так размышляя, я накачал лодку, спустил её на воду и загрузил нехитрым рыболовным снаряжением. Машину отогнал ко двору своего хорошего знакомого. Поскольку окончательно решение выехать было принято уже ночью, то позвонить и предупредить его о своем приезде я не успел. Неважно, по машине он меня признает.

река-орельТолько я оттолкнулся от берега, как тут же попал под неслабый дождь. Да, не обманул на этот раз прогноз погоды. Долго ждал я этого мига, и вот — сбылось! Я на воде! Все известные мне рыболовные приметы были благоприятны. И ветер правильный — по течению, и погода пасмурная, и дождь периодически срывается. Я смотрел на открытую коробку с самыми проверенными приманками и не мог сразу выбрать — которой доверить право первого заброса? Не знаю, чего в таком выборе больше — интуиции или трезвого анализа? Руки потянулись к Orbit 110 в цвете 070. Якорь я не бросал, подхваченная ветром лодка поплыла вниз по течению.

Первый десяток забросов вдоль кромки камыша не принёс поклевок. Приближаясь к известной мне отмели, я выбросил якорь на примерно полутораметровом отрезке веревки. При обычном уровне воды этот участок можно пройти только на веслах, если поднять винт лодочного мотора. Для облова эта отмель была неинтересна. Зато перспективными были примыкающие к ней подъем и спуск. Расчет я сделал на то, что коснувшись дна, якорь просигнализирует о том, что лодка вышла на рабочую точку. Собственно, так все и произошло. Лодка вначале замедлилась, а потом, когда якорь окончательно зацепился за пучок травы, остановилась. И сразу же последовала серия из нескольких щучьих поклевок. Первые две щучки были отпущены, а третья уже была вполне зачетной. Полная отработка отмели принесла ещё три поклевки небольших щучек. Так что, с выбором приманки я не ошибся.

орельПотом снова припустил дождь, который то затихал, то снова усиливался, и так до полудня. После обеда дождь закончился, но погода оставалась пасмурной и ветреной — щука ловилась до самого вечера. К моему удивлению, она совсем не клевала при облове заливов, а вот на входах в них поклевки случались регулярно. В основном, конечно, щука ловилась некрупная, меньше килограмма, но ещё пару хвостов весом 1,5-2 кг я поймал.

Из приманок, помимо Orbit, хорошо отработали Slender Pointer 97 MR SP от Lucky Craft, Rudra 130 SP М-14 и реплика на неё от Usami — Ebisu 130 SP-SR. Также я был приятно удивлен одной из своих обновок, купленной с подачи Андрея Швеца — это воблер от Tsu Yoki — Hard 130 SP в цвете 001. Во-первых, приманка имеет довольно интересную игру, а во-вторых, полет у неё действительно «за горизонт». И хотя все пойманные на неё щуки были в незачетном размере, я просто уверен, что у приманки перспективное будущее. Главное, что понравилось — при длине 130 мм приманка имеет не три тройника, как обычно у её «одноклассников», а два, но более крупных. При охоте на крупную щуку это только плюс, потому, как по результатам прошлых сезонов большой процент трофейных рыб я упустил из-за слабости тройников. В особенности это касается «Орбитов» 110.

река-орельКогда вечером я пришвартовался к берегу, меня уже встречал Валерий. Не терпя никаких возражений, меня тут же усадили за стол, угостили свежим борщом и чудным домашним вином. В этих местах ещё сохранилась деревенская открытость и простота. Ты лишь просишь человека присмотреть за оставленной машиной, а он тебя тут же приглашает в дом и усаживает за стол. И никакие отказы в расчет не принимаются. А уже за столом эти душевные люди наперебой тебе рассказывают, какой рыбной когда-то была река Орель, и водились в ней голавль, жерех, судак, да и сом был не редкостью. А щуки было так много, что её вообще за рыбу не считали, экземпляры в 5-10 кг ловились регулярно.

орельКак интересно было слушать о весенних паводках, когда вода поднималась настолько, что караси нерестились прямо в огородах, а в подтопленных перегнойных кучах копошились лини. А сейчас и рыбы стало меньше, да и сама она измельчала. Выбили её особи с ограниченным интеллектом, с отсутствием элементарной фантазии, у которых мозгов, окромя как на хапнуть и продать, больше ни на что хватает. Да и чиновникам за постоянным дележом власти и распилом бюджета не до охраны рек. И только сами жители окрестных сел по мере сил следят за рекой — кто с вилами, а кто и с ружьем защищая её от «гастролеров». Отсюда, наверное, и парадоксальная ситуация — участки реки Орель, которые находятся в непосредственной близости от населенных пунктов, оказываются более рыбными, чем отдаленные.

А вот следующий день стал прямой противоположностью предыдущего. Подобно капризной девушке, река Орель резко изменила свое настроение. На этот раз прогноз, предвещавший пасмурную погоду на несколько дней кряду, обманул. На обещанную облачность и ветер не было и намека. Было тепло, временами даже жарко, ясно и безветренно. При таких условиях на непродолжительный клев можно рассчитывать только в утренние часы. Но все пойманные утром щучки оказались незачетными. А уже часам к девяти клев будто обрубило. Тогда я решил переплыть туда, где нет леса — в надежде хоть на какую-то рябь на воде.

река-орельРедкие поклевки как раз и случались в те моменты, когда она на воде появлялась. Тут наиболее уловистым оказался Balisong в размерах 100 и 130, но щуку приходилось буквально «вымучивать». Приманка забрасывалась в перспективную точку: к кромке камыша или на бровку у входа в залив, загонялась на рабочую глубину, после чего начиналась игра нервов. Еле уловимыми движениями я шевелил воблер почти на месте, выдерживая при этом долгие паузы. Такая анимация требовала особого терпения. Но в благодарность за это случалось, что у щуки нервы сдавали раньше — не выдерживая вида «умирающей» рыбки, она всё же решалась на атаку. Но поклевки были не чета вчерашним — азартным и жадным. Казалось, что щука краешком пасти лишь пробует диковинную рыбку на вкус. И, тем не менее, среди мелких щурят попалась одна щука на 1,3 кг — что интересно, в самый пик послеобеденной жары.
Ни хвоста, ни чешуи, мирного неба и удачного всем открытия сезона!