На главную » Все статьи » ПЕШНЯ — ПОВОДЫРЬ РЫБОЛОВА

ПЕШНЯ — ПОВОДЫРЬ РЫБОЛОВА

Зимняя рыбалка — не только особенное удовольствие для многих рыболовов, но еще и период повышенной опасности. К сожалению, некоторые любители экстрима демонстрируют безответственное поведение на льду. Ходят по тонкой поверхности как по тротуару, да еще и без пешни. Не говорю уже про тех, кто испытывает судьбу на льду, мягко говоря, в не совсем трезвом состоянии. Иногда волосы под шапкой начинают шевелиться, когда видишь подобные дефиле. А ведь только-что в этом же месте другие (кстати, более опытные) рыболовы пробирались с осторожностью. Но это экстремалов не настораживает. В результате рыбалка таких горе-смельчаков, как правило, заканчивается купанием. Поэтому настоятельно рекомендую помнить: пешня для зимнего рыболова — как поводырь для слепого.

пешня для рыбалкиГоворят, надо учиться на чужих ошибках. Вот только не у всех и не всегда это получается. Чаще всего учатся на собственных, в лучшем случае приобретая бесценный опыт. Наверное, это и про меня тоже. Подледной рыбалкой занимаюсь более тридцати лет и хотел бы поделиться некоторыми личными наблюдениями и выводами. Расскажу пару случаев, произошедших со мной. Они наглядно демонстрируют, как не нужно вести себя на зимней рыбалке. Я просто поленился проверить прочность льда пешней. В итоге испытал на себе все неприятные последствия купания в ледяной воде.

Было это в конце зимы 1990 года. Мне все никак не удавалось вырваться на подледную рыбалку. На работе вечный «завал», приходилось работать и по выходным, а зима уже заканчивалась. Как-то раз мне все-таки удалось уговорить шефа выделить мне один отгул. С вечера приготовил все снасти и рано утром в пятницу на велосипеде выехал на одно из своих любимых мест. Добравшись к берегу, на льду увидел одинокую фигуру рыболова, который, сгорбившись, сидел над своими лунками. Пробравшись поближе, узнал в нем своего хорошего знакомого. Поприветствовали друг друга, перекинулись парой слов о клеве, о погоде. Я поинтересовался, где он выходил на лед, поставил велосипед, взял пешню, снасти и направился к нему. Сделал буквально несколько шагов по льду… и оказался по пояс в ледяной воде. Приехали!

Вылез на берег и давай себя ругать за такую беспечность. Как же я мог не проверить пешней прочность льда?! Я с таким трудом выпросил у начальника этот отгул, а из-за моей халатности рыбалка закончилась, так и не начавшись. Попробовал бы лед пешней, такого не случилось бы. Что делать? Домой ехать не стал. Разжег костер, снял всю одежду, выкрутил ее и развесил вокруг очага сушиться. Чтобы не терять времени, надел фуфайку, обул сапоги на босу ногу, взял пешню, снасти и вышел на лед. Благо, погода стояла больше весенняя, чем зимняя, — как раз была оттепель. В общем, пока я в своем причудливом наряде пробовал ловить рыбу, мои носки сгорели, а на штанах образовались дырки в нескольких местах. Результатом этой рыбалки, конечно же, была простуда. А все из-за моего легкомысленного поведения!

Второй случай произошел со мной в 1994 году, тоже в предвесенний период. Зима выдалась снежная, и Каховская ГЭС рано начала регулировать уровень воды в Каховском море, спуская ее в Днепр. Как следствие — затопило все плавни. В тот день был небольшой морозец, где-то в пределах 2-3 градусов. Как всегда, приехал на велосипеде рано утром и почти добрался до места рыбалки. Осталось проехать небольшой поворот — и я на месте.
Решил срезать этот крюк и пройти напрямую (через плавни и лес) к месту рыбалки. Направился от протоки в сторону леса. Но только дошел до камыша, как одной ногой провалился под лед. На берегу вылез на бугорок, снял сапог, выкрутил портянку, носок и снова надел все на ногу. Ругая себя снова-таки за то, что не воспользовался пешней, решил идти дальше. Пешня же так и осталась привязанной к раме велосипеда.

Только я сошел с бугорка, как провалился сразу двумя ногами по колено. Все, финиш! Рыбалка на сегодня закончена, надо возвращаться домой! Поворачиваю назад и пытаюсь выбраться на лед, на основном русле протоки и… проваливаюсь по пояс. Вылезаю на берег и делаю повторную попытку, но уже в другом месте, результат тот же — опять по пояс. Тогда я понимаю, что на основной лед мне с великом не выбраться, а бросить его в плавнях жалко. Только прошлой осенью купил его специально для рыбалки. А теперь бросить его здесь? Нет.

Рыбаки постарше наверняка помнят эти времена повального дефицита, когда в магазинах ничего нельзя было купить, а на полках стояла одна горчица. Случайно набрел в магазине на продажу велосипедов. Договорился с продавцом, чтобы мне на пару часов велик придержали, пока я сгоняю за деньгами. В общем, даже мысли о том, чтобы бросить его в плавнях, не могло и быть. Делать нечего, решаю выбираться через плавни по воде. Дорога мне хорошо знакома, все тропинки я там облазил, так как рыбачу здесь уже много лет. Вся трудность заключалась в том, что лед нужно было сначала проломить, а потом по свободной ото льда воде идти. Лед был тонкий, всего несколько сантиметров толщиной.

И так, часа через два, держа велик за раму на плече и ломая лед (где передним колесом, а где ногами), по воде я выбрался из плавней. Когда вышел на «материк», то встретил своего товарища по рыбалке. Увидев меня в таком виде, он без лишних вопросов быстро развел костер, помог мне выкрутить одежду. Согревшись и более-менее обсохнув, я поблагодарил «коллегу», оседлал своего двухколесного коня и двинул домой. На педали я нажимал с большим усердием, чтобы организм не остыл, и влажная одежда не замерзла. Добравшись до города, из первого попавшегося мне по дороге телефона-автомата (про мобилки я тогда даже не слышал) позвонил домой матушке, чтобы приготовила горячую ванну.

пешня для зимней рыбалкиМинут через сорок я был на пороге своей квартиры, где меня с «охами» и «ахами» встречали. Хорошо отогревшись в ванной, я принял «на грудь» стакан самогонки, который принесла сердобольная старушка-соседка, и улегся в постель. Утром я был как огурчик. Не было даже насморка. Вот так из-за своей халатности я попал в такой переплет. А делов-то! Возьми пешню и проверь лед! Хорошо, что я знал, куда идти, иначе бы мне пришлось очень туго. Да и своевременная помощь моего товарища по рыбалке тоже оказалась кстати. С тех пор, находясь на льду, я свою пешню всегда держу в руке, какой бы надежный лед не был. Еще раз повторюсь: «Зимой на льду пешня — поводырь рыболова!» И если этот рассказ заставит задуматься о своем поведении на льду хоть одного начинающего рыболова, буду считать, что он написан не зря.
Уважаемые рыболовы, не рискуйте понапрасну, никакая рыба не стоит этого. Жизнь дается нам один раз, и будет обидно потерять ее из-за своей глупости!
Всем чистого неба над головой и ни хвоста, ни чешуи!