ОСТРОВ

орельское водохранилищеНемного найдется людей, кто не читал с упоением в детстве роман Диниэля Дефо «Робинзон Крузо», не переживал в воображении вместе с героем приключения на необитаемом острове. Представьте себе, у меня был свой такой остров. Кто посещал Орельское водохранилище, тот видел его. Остров представлялся мне таинственным и мистическим, когда над водой стлался туман. Истории, связанные с ним, усиливали желание во чтобы то ни стало попасть туда. Иногда, любуясь островом, я видел, как к нему причаливают рыбацкие лодки — как же я завидовал тем рыбакам! В то время мне казалось, что счастливее людей на свете быть не может. Интересно, что они там ловят?..

Мне почему-то представлялось, что и рыба у острова водится каких-то невиданных пород. Несколько раз я даже подходил к приплывшим от острова рыбакам, чтобы посмотреть их улов и расспросить. Но почему-то рыбаки всегда попадались угрюмые, уставшие… И ответ у них был всегда один — не морочь, пацан, голову, иди погуляй. Это ещё больше меня раззадоривало — они точно знают какую-то тайну, но хранят её, не раскрывают.

Если верить рассказам старожилов, до заполнения водохранилища на острове было старое кладбище. Люди, жившие раньше в селе, которое стояло неподалёку, говорят разное. Послушать одних, это был курган со старыми захоронениями, разграбленными в незапамятные времена. Другие говорят, что это был просто высокий бугор, поросший большими деревьями. Точно никто ничего уже не знает, можно думать про остров что угодно. Особенно таинственно он выглядит в предрассветные часы, когда дымка скрывает его деревья наполовину, а из глубины зарослей доносятся резкие одиночные крики птиц…

Детство пролетело, и я, наконец-то, обзавёлся резиновой лодкой. Она была одноместная и неуклюжая. Вместо вёсел к ней прилагались лопатки размером чуть больше ракетки для пинг-понга. Но на то время для сельского жителя это была огромная роскошь, тем более, что в селе до меня этакого чуда ни у кого не было.
Первый выход на воду состоялся на водохранилище, но поскольку была большая волна, а я был неопытен, тот выход можно назвать пробным. Но я дождался тихой погоды, вооружился удочкой и отправился в путешествие своей мечты.

Столько воды с тех пор утекло! Остров стал мне родным. Я люблю рыбачить у его берегов, густо поросших рогозом и осокой. Первого своего карася со льда я поймал именно там. Прошло уже много лет, но я помню ту историю, будто это было вчера. Мы с товарищем до того никогда не ловили зимой карася. Опыт ловли плотвы, подлещика и окуня у нас уже был немалый, он и сыграл с нами злую шутку на первой карасиной рыбалке…

Мы приехали на остров (прослышали, что там клюёт карась), быстро размотали удочки, расставили их в перспективных местах и ждём поклёвок. Проходит час, второй — не клюёт. Рыболовов было мало, все они были в поле зрения. Краем глаза замечаю, как один подошёл к лунке, расположенной рядом с нашими, и через несколько секунд вытащил на лёд карася не менее кило весом. Это был шок! Как же так? У нас с напарником стоит десять удочек, и никакой реакции, а тут всего одна, пара секунд — и «вуаля!». Может, место у нас неправильное? К вечеру, не раз переставив удочки, мы так и не заработали ни одной поклёвки. Самое главное — я видел как тот парень вытащил ещё парочку карасей, причём, одного на оставленных нами лунках.

орельское водохранилищеЯ не выдержал — стал смотреть в лунку — что ж там происходит подо льдом? Я видел стебли камыша, обросшие водяным мхом, остатки растительности, проплывающих рыбок и всяких жучков. Эта картина завораживала! Поднимешь голову — белая мёртвая пустыня, заглянешь в лунку — жизнь кипит. В кристально чистой воде я хорошо видел свою мормышку с мотылём, лежащую на дне. В какой-то момент под лункой появляются два крупных карася, но плывут дальше по своим делам, даже не взглянув на мою мормышку. Я стал глядеть в другие лунки и ещё несколько раз видел карасей, точно так же игнорирующих мою насадку. Вечером мы так и уехали ни с чем…

Дома я всё никак не мог уснуть — закрывал глаза, и тут же мне являлось водное царство и проплывающие мимо караси. Что же мы делали не так?! Ведь парень карасей ловил. И тут меня осенило — караси-то проплывали в полводы, ни один из них не смотрел вниз. Некоторые приостанавливались, что-то рассматривая на стеблях камыша. Я лежал без сна и мысленно прокручивал сюжеты с карасями. Тут же, среди ночи переделываю удочки под поплавки, способные удерживать мормышку на весу, и к пяти утра я уже на острове.

Гипотеза подтвердилась — карась брал насадку с полводы. Поплавок вальяжно лёг в лунке набок. После подсечки было ощущение, будто на том конце лески повисла живая гиря. Метр лески сечением 0,12 мм отделял меня от карася, и только гибкий хлыстик удильника спасал от неминуемого обрыва.
Но самая интересная рыбалка на острове — до нерестового запрета, с лодки. Конечно, если тающий лёд позволит. В этот период рыбалка в других местах, мягко скажем, «не ахти». А на острове при определённой сноровке всегда можно поймать карася трофейных размеров. Но так как попасть в это время туда проблематично, а иногда и рискованно, то пик рыбалки здесь наступает после окончания нерестового запрета.

Заговорив про риск, поведаю одну историю. Несколько лет назад четверо наших ребят решили рискнуть, и по образовавшейся промоине поплыли к острову. И все бы хорошо, если б не закон подлости. Как только они начали рыбачить (кто-то уже даже успел поймать парочку карасей) поднялся шквальный ветер, который сдвинул лед и перекрыл рыбакам обратный путь, поймав их, как в капкане. По словам ребят, зрелище было ещё то! Льдины со страшным треском сталкивались одна с другой. Лишь далеко за полночь ветер немного утих, к счастью пленников образовав узкий коридор открытой воды — не там, откуда они приплыли, а с другой стороны. Выбора не было, наши рыболовы добрались до берега там, где можно было, а потом до утра шли к своим машинам.

Другим пленникам острова повезло меньше. Оторвавшуюся льдину с четырьмя рыболовами прибило к острову, они удачно соскочили на твёрдую землю. Но приключение это запомнили на всю жизнь. Разгулявшаяся стихия не позволяла МЧС снять с острова попавших в беду. Как назло, ни у кого из них не оказалось спичек. Голодные, вконец замёрзшие, они покинули остров лишь спустя двое суток.

После снятия нерестового запрета возле острова становится людно. Многие плывут туда в надежде хорошо половить карася в зарослях рогоза. Но вскоре там останутся только самые опытные, не у всех хватает выдержки на такую рыбалку. Да, ловля непростая, зато интересная. Для тех, кто хочет порыбачить в таких местах, поведаю о сложностях.

орельское водохранилищеПервое — комары и всякие другие насекомые, которые тучами роятся в камышах в ожидании рыболова, как подарка судьбы. Настоятельно рекомендую при себе иметь хороший репеллент. Следующая трудность — крепкая водная растительность, а значит, уйма обрывов снасти. Рекомендую запастись крючками и грузиками, и помнить, что карась тут часто попадается трофейный, да и карп не редкость.

Ещё одна трудность, это подготовка места. Хорошо, если кого-то из рыбаков не будет, и вам удастся половить на чужом месте. В противном случае, его придется делать самому. Для этого понадобится острый нож. Желательно сделать узкий проход в камышах, аккуратно срезая ножом стебли чуть выше воды. Это впоследствии даст вам возможность видеть, где наиболее вероятны зацепы. Ни в коем случае не нарушайте подводную часть камышей — этим вы обречёте себя на бесклёвье.

Кстати, на острове до сих пор действует написанное правило рыбацкого этикета — у каждого есть своё место, шастанье по чужим местам здесь, мягко скажем, не приветствуется.
Остров богат разными интересными историями. Ещё в советские времена один из работников насосной станции вывез ослабших домашних кроликов на остров — в надежде, что те на природе окрепнут. На удивление, кролики не только окрепли, но и настолько расплодились, что остров стали называть «маленькая Австралия». Отдыхающим не нужно было думать о мясе для барбекю. Особого труда не составляло поймать парочку разжиревших кроликов, и королевский обед был обеспечен. Так длилось несколько лет, пока лисы и волки не унюхали лёгкую добычу. Как только стал лёд, они своего не упустили.

Сейчас остров облюбовали чайки всех мастей, всяческие бакланы, утки, лысухи и другие водоплавающие. Рыбача там, несколько раз наблюдал, как пернатые поднимали страшный шум… Особенно злились чайки «хохотуньи». Меня интересовало — кто их там тревожит? Волк или лиса вряд ли осмелятся вплавь преодолеть такое расстояние. Однажды разговорился с рыболовом, который тут рыбачит постоянно. Он рассказал, то это деятели из села, расположенного на берегу, дерут яйца чаек, которые, по его словам, мало отличаются от куриных. И тут же из камышей выплыла деревянная плоскодонка. В ней сидело «нечто», одетое в несколько фуфаек и мотоциклетный шлем… Это чтобы чайки не побили, объяснил мой знакомый. Лодка быстро удалялась, а чайки яростно атаковали «мародёра». Мы рассмеялись. «Как же они потомство заведут?», — спросил я знакомого. «Не волнуйся, они здесь несутся, как куры, всю весну. Хватает всем: и местным, и на потомство», — ответил тот.

Но вернёмся к рыбалке. Обязательным на острове является использование прикормки. От её правильного выбора может зависеть исход ловли. Это касается не только острова, а вообще рыбалки в камышах. Моя практика показывает, что нужно иметь, как минимум, два вида прикормки: тяжёлую и пылящую. Став на место, кормим лёгкой пылящей прикормкой, точно попадая в проделанное окно, стараясь при этом не шуметь. В одной из статей в «Рыбачке», посвящённой ловле краснопёрки, я рекомендовал один из способов точной и бесшумной доставки шара прикормки. Он подойдёт и при ловле карася. Вкратце опишу способ ещё раз.

Делаем прикормку такой консистенции, чтобы шары лепились, но при соприкосновении с водой легко распадались. Сдвинув грузик к крючку, облепляем его небольшим шаром прикормки и на коротком поводке доставляем в нужное место. Как только шар коснётся воды, резко дёргаем удилищем, и снасть бесшумно освобождается от прикормочного шара. Остаётся только дождаться подхода рыбы. Этот способ хорош тем, что не требует никаких лишних приспособлений для подачи прикормки. В идеале, у людей, рыбачащих в камышах, всегда подготовлено два, а то и три места. Когда вытаскиваешь трофейного карася или карпа, создаётся много шума, и лучше поменять место, нежели ждать, пока испуганная рыба вернётся к прикормке. Вот тут и понадобится тяжелая прикормка, которая не по зубам мелочи, но зато будет долго удерживать карася.

орельское водохранилищеОсобое внимание стоит уделить удилищу и леске. Я применяю углепластиковое удилище довольно быстрого строя с леской от 0,2 до 0,25 мм. Но тут есть тонкость.
Один мой знакомый пользуется колообразным удилищем с плетенкой, выдерживающей на разрыв порядка 20 кг. Бывает, что это крепко помогает — килограммового карася он извлекает из воды бесцеремонно, тот и понять не успевает, что происходит. На клёв карася в камышах толщина лески или плетёнки не особо влияет, проверено на практике. Я не поклонник такой грубой ловли, да и тяжёлое удилище целый день продержать в руке не так-то просто. А если ещё при этом клюёт, в основном, 300-граммовый карась, то использовать слишком мощную снасть нет необходимости. Тем не менее, если подсечённый карась выхватывается из воды быстро, то это несомненный плюс при такой ловле — остальные рыбы не пугаются и продолжают клевать.

Какой будет ваша снасть — решать вам, я лишь описываю то, что применяю сам или вижу у других. Летом бывают периоды, когда в камышах острова начинает клевать линь, да ещё какой! Иногда попадаются трофейные особи до двух килограммов весом. Такие экземпляры, конечно, редкость, но килограммовые увальни попадаются часто. Кому доводилось вываживать линя, тот знает, что это настоящий боец. Чтобы вытащить килограммового линя из зарослей камыша нужны опыт и сноровка.

Я не случайно рассказал про поведение карася подо льдом — практически так же он ведёт себя в камышах по открытой воде. Очень часто ловля ведётся в полводы. Может показаться, что в таких условиях целесообразнее ловить не с поплавком, а применять кивок. Но такая снасть здесь не прижилась ни у меня, ни у других рыболовов. Есть у неё ряд минусов, перечислять их я не стану. Скажу лишь, что часто новички приезжают именно с кивковой снастью, но вскоре, перейдя от теории к практике, начинают ловить с поплавком. Просто так практичнее.

Я испробовал много разных поплавков: и дорогих, и дешёвых. Остановился на одном из самых простых вариантов. Пользуюсь я уже несколько лет простеньким поплавком каплевидной формы. Мне в его конструкции нравится то, что тело поплавка можно сдвинуть выше или ниже, тем самым удлинить или ускорить киль.

Остров славится не только обилием карася. К его берегам подходит и крупный окунь. Особенно часто это случается осенью, когда наступают по-настоящему холодные ночи. Дело в том, что на ночь мелкая рыба покидает прибрежный камыш, уходя на более глубоководные участки, а утром — наоборот. Как только солнце начнёт прогревать воду первыми лучами, малёк стремится на мелководье острова, чтобы, пользуясь последним осенним теплом, подкормиться там и запастись калориями на зиму. Окунь чётко отслеживает эти перемещения малька. Если угадать время выхода окуня, тут можно попасть на настоящую раздачу. В такое время не особо важно, на какую приманку вы ловите, лишь бы она была подходящего размера. В прилове может попадаться и щука, причём, довольно приличных размеров. Она тоже устраивает засаду на проходящего малька. Прелесть в том, что половив утром часок спиннингом, можно продолжить рыбалку здесь же, но уже охотясь на карася и линя. А вечером снова «оттянуться» по окуню.

Вспомнился забавный эпизод, который случился во время одной из рыбалок на острове. Неожиданно на моё удилище (которое при ловле в камышах, всегда удерживается в руках) садится птица размером с голубя. Я в орнитологии разбираюсь плохо, научного названия птицы не знаю. У нас, по-местному, это камышовка. Я слегка качнул удилищем, чтобы согнать птицу — не улетает! Интересно! Я стал качать удилище — птица от процесса явно получала удовольствие. Вдоволь накачавшись, камышовка взлетела и скрылась в зарослях рогоза.

Через пару минут она вернулась, но уже не одна, а со спутником жизни (или спутницей?). Я начал качать уже двоих. Птицы покачались и улетели. Думаете на этом закончилось? Как бы не так! Вскоре камышовки вернулись уже с птенцом — они уселись рядком на удилище, всем своим видом как бы требуя: «Эй, начальник! Давай, включай качели!». Я рассмеялся. Может вам история покажется вымыслом, но я клянусь — это чистая правда.

Ещё одна забавная история произошла со мной зимой, вернее — в самом начале весны. Я ловил со льда у острова. Поставил несколько щуковок, а сам бегал с удочкой и ловил окуней. Несколько чаек, прилетевших чересчур рано, кружили над островом. Наверное, нехватка еды заставила одну из них вплотную приблизится ко мне. Я бросил на лёд к её ногам только что вытащенного «спортивного» окунька — чайка его сходу проглотила. Получив от меня несколько мелких окушков, она осмелела окончательно. От изначальной настороженности не осталось и следа. Буквально в метре от меня птица смело вышагивала по льду, будто верный пёс.

Подошло время обеда. Нужно было видеть с каким интересом чайка глядела — что же я достану из ящика? Бутерброд я честно поделил с ней на двоих. Та же участь постигла и вечерний бутерброд, так как чайка не отошла от меня ни на шаг до самого вечера, периодически получая премиального окунька.

орельское водохранилищеУтром, как только я появился возле острова, ко мне тут же примкнула моя «напарница». Раз к нам попыталась приблизиться другая чайка, но моя «приятельница» прогнала ту прочь громкими криками. За неделю рыбалки возле острова мы с ней крепко сдружились. Чайка практически из рук брала еду, а когда я открывал ящик, радовалась, как ребёнок, выражая эмоции громкими криками. Пригрело солнышко, на льду начали появляться промоины, рыбалку пришлось завершить. По сей день, если нахожусь возле острова и ко мне близко подлетает одна из чаек, мне кажется, что это моя старая знакомая. А может, так оно и есть? Кто знает…

Напоследок хочется дать несколько советов, рыбачащим в таких местах. Прежде всего, не поленитесь внимательно просмотреть прогноз погоды. Обратите внимание на направление и силу ветра. Как правило, утром ветра нет. Если заранее будете знать, откуда он подует, это поможет вам не оказаться со стороны прибойной волны, что может начисто испортить рыбалку. Следите за возможным приближением грозовых дождей. Находиться на острове или вблизи него при грозе рискованно. Разряд всегда происходит на возвышенность, на выступающий объект. Мне как-то довелось видеть прямое попадание молнии в дерево, растущее на острове. Скажу я вам, зрелище не для слабонервных!

Я тут привёл несколько экстремальных случаев, связанных с рыбалкой на острове. Мораль проста: отправляясь рыбачить к островам, возьмите еды чуть больше, чем обычно; имейте при себе спички или зажигалку в герметичном пакете; и хотя бы минимальную аптечку.
Единственным недостатком рыбалки на острове может стать непогода. На Орельском водохранилище волна разгуливается при любом направлении ветра. Если штормовой ветер застанет вас на острове, то на небольшой лодке выбираться оттуда — задача непростая, я бы даже сказал, рискованная. По этому поводу я расскажу ещё одну историю.

Как-то так повелось, что я никогда не брал с собой лодочный насос. Зачем? Лодка надёжная, насос только занимает место. В этот раз, отправляясь к острову, я совершенно машинально бросил насос в лодку (не иначе, ангел-хранитель подтолкнул). С утра было тепло и тихо, но после обеда вдруг обрушилась настоящая буря. Из-за резкого похолодания лодка обмякла. Попытка дойти до берега закончилась плачевно. Встречная волна бросала лодку, словно спичечный коробок, но и это ещё не самое страшное. Из-за того, что давление в баллонах упало, из креплений выпало сидение, и я свалился в лужу, образовавшуюся на дне лодки.

орельское водохранилищеВыбившись из ритма, очередную волну я встретил прямо в лоб. В лодке всё поплыло. И тут с ужасом замечаю, что один баллон совершенно пустой — видимо, при лихорадочной попытке подкачать лодку, что-то попало под клапан. По спине пробежал холодок. Вокруг ни души, ноябрь месяц, лодка моя — ванна с холодной водой. К счастью, меня выбросило обратно на спасительный остров. Там я продул клапан и накачал как следует лодку.

Преодолевая волну и шквалистый ветер, я смог добраться до берега в сгустившейся темноте. В такие моменты вспоминаешь всех святых… Поэтому настоятельно рекомендую — выходя на воду, трижды убедитесь, всё ли взяли из того, что может вдруг понадобиться? Только тогда рыбалка будет комфортной и безопасной — и вам будет приятно вспоминать потом эти золотые денёчки.