На главную » Все статьи » ПЯТЬДЕСЯТ ОТТЕНКОВ КАРПАТ

ПЯТЬДЕСЯТ ОТТЕНКОВ КАРПАТ

карпат-1…Когда я увидел реку, то сразу мысленно перенёсся в это же место, но пятью годами ранее. Жена подарила мне дочку, но, в соответствии с врачебными предписаниями посещения дня на полтора были запрещены. Может, кому-нибудь другому и было бы в радость терпеливо сидеть под окнами роддома, но я человек более прагматичный и не с толь романтичный… Словом, упаковал рюкзак, взял удочку и махнул в Карпаты с ночёвкой. Не то, чтобы я был совсем бездушным — нет, просто я провёл с женой всю ночь, держал её за руку, шептал нежные слова. И я подумал, что есть два способа снять такой стресс: от избытка счастья напиться с друзьями и заснуть, уткнувшись лицом в тарелку с салатом; или проветрится в Карпатах. Первый вариант не подходит, поскольку я не любитель этого дела, а вот второй — самое оно. Не было у меня тогда ещё ни правильных мушек, ни должных познаний, но всё равно я рыбы наловил, причём, разной: попалось несколько форелей, а также голавлей и ельцов. Но больше всего из той поездки мне запомнился цвет воды. Его трудно описать — похож на зелёный, но в палитре красок у моей дочери таких цветов нет. Как я потом понял — такой река бывает только в конце мая.

Ехать — не ехать? Варианты, как провести уикенд, отпадали один за другим, словно лепестки ромашки. С одной стороны, хотелось оставить шумный Львов и погулять в горах, с другой — я понимал, что поймать рыбу, скорее всего, не удастся. Теперь, в конце мая, когда рыба отнерестилась, можно уже и половить на разрешённых участках, но, учитывая дожди, которые накрыли наш регион, рассчитывать на какой-то результат было делом безнадёжным.

карпаты-2Когда мы, в конце концов, всё-таки решили ехать, да ещё и с ночёвкой, сборы проходили на удивление спокойно и флегматично. Будто персонаж фильма «Эквилибриум», без всяких эмоций я складывал в сумку свои флай-боксы и прочие снасти. А где ж мой подсак? Вспомнил, он высоко на шкафу — жена любит упрятать весь мой «хлам» куда-нибудь подальше, с глаз долой. Правда, потом она нередко забывает, куда что спрятала, но «то таке…». Ну, пусть этот подсак там и лежит — всё равно пользоваться им не придётся, ведь рыба в такой воде ловиться не будет. Правда, немного беспокоила мысль — как-то некомфортно я себя чувствую на реке без подсака за спиной…

Андрей Швец, один из авторов «Рыбачка», писал, что последнее время, выезжая ловить щуку, подсак принципиально не берёт — мол, таким образом он уравнивает шансы — свои и щуки. У меня в душе тоже появляется чувство, что всё справедливо, когда ловлю в мутной воде — ни я рыбу не вижу, ни она меня. Вообще, она тогда совсем ничего не видит. А вот с подсаком ситуация иная. Щуку с лодки брать рукой, пожалуй, проще, но хариус, почувствовав опасность, дико брыкается и в руки не даётся, а тащить его напролом по камням — это не к лицу приличному нахлыстовику. Более того, неумелой рукой можно покалечить краснокнижную рыбу, если не соблюдать определённые правила. С подсаком проблем куда меньше: и рыбе легче, и рыбаку проще.

Что касается состояния воды, то наши друзья-нахлыстовики из Польши сказали бы так: «не для ловення». Я знал уже, что река в ужасном состоянии — пани Мария, у которой мы должны были остановиться на ночь, по телефону мне рассказала, что вода после дождей очень грязная. Но всё равно едем. Если даже ловить не удастся, то мушки вязать будем, вкусный карпатский грибной суп отведаем.

карпат-3Утром в субботу я выехал из дому, по дороге собрал всю компанию — Мишу, потом Юру. Мы без затруднений доехали до места, занесли вещи в дом, переоделись и вышли к реке. На первый взгляд, всё было не так уж и плохо — можно было сказать, что вода не грязная, а «зелёная». По моим наблюдениям, такой эта река бывает только в мае, и дело тут совсем не в количестве осадков. Наоборот, после дождей вода тёмно-коричневая или ярко-оранжевая. А вот зелёный цвет характерен как раз для конца весны. Местами на дне удавалось рассмотреть камешки — словом, можно было пробовать ловить.

Оснастку французского подлеска, что осталась после провального выезда на Дунаец, я не менял. А вот над выбором мушек задумался. Вода и не грязная, но и не чистая… Поэтому решил испытать свежие хариусовые нимфы, связанные на довольно мелких крючках №16 и №18. В этих мухах доминировали чёрные тела, обмотанные тонкой красной проволочкой, и оранжевые тораксы. Что до вольфрамовых головок, то я сделал ставку на «серебро» и «медь», их диаметр не превышал 2,8 мм.

Первые проводки я делал, чтобы изучить дно, определить наличие водорослей и прочих препятствий. Но уже на третьем забросе я ощутил чёткий удар, что меня удивило. Дело в том, что именно удары у меня случаются очень редко, это явно не стиль хариуса. Потом, когда я поймал ельца, то подумал, что это именно он мог дёрнуть мушку, ведь в тот день, как выяснилось, хариус ловился уверенно и надёжно.

После смены нескольких вариантов проводки мушек в прибрежной зоне поймался первый хариус — если сравнивать с прошлым годом, то он немного подрос и набрал вес. А вот следующий оказался вообще на удивление достойного размера, да ещё и оказал бешеное сопротивление. Такие хариусы часто ловятся на спецучастке реки Сян в Польше, а в Карпатах попадаются весьма редко. И тут я вспомнил, что подсак мой остался дома, на шкафу. Злиться я мог только сам на себя, ничего уже не поделаешь. Пришлось пытаться аккуратно освободить рыбу от крючка. Тут, в частности, очень кстати безбородые крючки, которыми я ловлю уже добрых три года. Вываживание при этом никак не страдает, а вот отпускать рыбу куда легче.

карпаты-4Тем временем, своих первых хариусов ловят и Миша, и Юра, что радует — рыба проявляет активность на разных участках. Более того, несколько раз хариусы показывались на поверхности, подбирая невидимых нашему глазу комах. Поэтому к индикатору я прикрепил дополнительный поводок — убедиться, что выход рыбы мне не пригрезился. Оказалось, что нет — вскоре хариус таки покусился на «сухарика». Вся пойманная рыба была крупнее той, что ловилась в прошлом году, попадались и совсем солидные особи. Хариусы, это очень хорошо, а где форель? И Миша таки нашёл пятнистую красавицу, а вслед за ней взял ещё одну, причём, с того самого места, где перед этим вывел крупного хариуса.

Активность форели натолкнула меня на мысль, что настал момент менять мушки. В специальной коробочке, которую я готовил для рыбалки на Дунайце, было несколько карпатских «шоколадок» в размере XXL — с серебряным вольфрамом и оранжевым тораксом из спектрадаббинга. Ловить форель я решил на участке с быстрым течением, где, к тому же, было довольно глубоко. Первые 3-4 проводки результата не дали, но где-то на пятнадцатом забросе индикатор резко исчез из поля зрения, я сделал лёгкое движение удилищем и ощутил неслабое сопротивление. Рыба заметалась в глубине, согнув моё удилище в бублик. Я даже и не сомневался в том, что то была форель, но Миша спросил: «Марена?». Может быть, и марена, поскольку в воде просматривалась желтизна…

И всё-таки, после интенсивной борьбы из глубины ко мне поднялась форель. Конечно, не гигантская, но как для Карпат, очень даже трофейная. В отличие от ранневесенних форелек, эта особь уже была не такая худая и прогонистая, а более упитанная. Меня распирало от радости — тут было и обычное удовлетворение от поимки, а больше от того, что она случилась неожиданно. Радовало то, что есть в реке рыба после зимы, а также её размер. Приятно было побороться с такими бойцами, они напоминали по силе рыбу на польских нахлыстовых спецучастках. Короче, настала пора дать рыбе успокоиться, а нашим желудкам — подкрепиться, чтобы были силы ловить дальше. К тому же, количество пойманной рыбы превзошло все наши ожидания: у Миши полдесятка хариусов и две форели, у меня семь хариусов и крупная форель, а Юра к своим двум хариусам добавит ещё немало хвостов вечером.

Просвета в небе не было с самого утра, вот и сейчас, когда мы возвращались с реки, сеял еле заметный дождик. Но он не мешал, а наоборот, добавлял горам неповторимые оттенки, которые переплетались с туманом, окутавшим уже невидимые для нас вершины. Обед на свежем воздухе — это удовольствие, с которым мало что может сравниться. Наша нехитрая еда быстро исчезала со стола, а товарищи приложились к бутылке виски, которую я припас для ужина. Поскольку мы после обеда планировали ехать на другую речку, то я, естественно, не употреблял — и не только потому, что за рулём, я принципиально считаю, что алкоголь и рыбалка на горной реке несовместимы, независимо от дозы и градусов.

Жать на педали автомобиля в обуви с шипованной подошвой было неудобно, но выбираться из комфортных вейдеров и переобуваться я не хотел. Вскоре мы съехали с ровной трассы и на минимальной скорости двинулись по дороге, которая никогда не ремонтировалась. Эта река, как правило, всегда чистая, сейчас удивила нас своим цветом — она была светло-серая. Сначала мы надеялись, что это оптический обман, порождённый карпатской лёгкой мглой. Но вода и на самом деле была серая, все мы сошлись на том, что это какой-то странный и нехарактерный цвет. И не только мы так думали — за час на реке ни у одного из нас не было и намёка на поклёвку. Скорее всего, местные хариусы и форели так же точно были шокированы серым цветом воды и не понимали, как в ней можно найти корм? Парни вышли на берег и били баклуши, искоса поглядывая на меня. А я продолжал прочёсывать перекат и выходить не хотел, ибо это означало, что снова придётся тащиться по ямам — издевательство над машиной мне хотелось отложить в «долгий ящик». Но всё же я решил не мучить друзей, и мы по ехали на ту реку, где ловили утром, только в другое место.

карпат-5Близилась вечерняя пора, и не было ничего странного в том, что Юра взял удочку для сухой мушки. Пока я собирал снасть, он умудрился заработать один выход и ещё один сход, причём, явно не мелкого хариуса. Мои нимфы упали на воду чуть левее от Юры и вскоре были атакованы красавцем с широким плавником. Как и утром, хариус покусился на небольшую нимфочку с тёмным, тонким телом. Миша выдвинулся вверх по течению, а мы с Юрой пошли вниз — к широкому перекату, где всегда держатся хорошие хариусы и голавли. И правда, только мы к нему подошли, как везде на поверхности реки стали появляться заметные всплески. Беда в том, что нимфы вмиг перестали интересовать рыбу — она переключилась на охоту за мошкарой, что падала на воду. Юра поймал одного, второго, третьего… Мне оставалось одно — возвращаться к машине и брать другую удочку.

Когда я вернулся на перекат, кроме Юры, увидел там ещё одного нахлыстовика — тот стоял неподалёку и довольно неуверенно размахивал шнуром. Парень приехал в Карпаты из Хмельницкого и впервые рыбачил на горной реке. Мы разговорились, я показал Дмитрию элементарную технику заброса, подарил несколько мушек и вернулся к Юре, который продолжал ловить хариусов. А вот и мой всплеск — тихо забрасываю сухую мушку метра на два выше и в ожидаемом месте вижу реактивный выход. Быстрая подсечка, рыба секунду упирается на крючке и сходит. Не беда, — вот ещё один всплеск… Меняю сухую мушку и забрасываю её по прежнему сценарию — всё повторяется, хариус снова удирает. Я наколол третьего, потом четвёртого хариуса — и никак не мог понять, в чём дело? Проблема была точно не в крючках — все четыре были разные, и все острые. Может, виноваты мои руки, которые за зиму и весну отвыкли от шнура, поскольку в это время рыбу можно взять разве что нимфами. Если так, то над этим компонентом ловли следует поработать перед соревнованиями, так как не исключён вариант, что во время вечерних этапов река снова будет полна хариусов, которые станут искать корм исключительно на поверхности.

карпаты-6Доловить нам не позволил дождь, который начался ровно в шесть вечера. Мы на скорую руку побросали всё своё добро в багажник и поехали к домику. Было желание половить там, где мы отвели душу поутру, ведь на широком плёсе сейчас как раз должен был начаться настоящий банкет! Однако, дождь уже превратился в ливень и прекращаться не собирался. Ужинали мы под аккомпанемент часто барабанивших по крыше капель. А утром, когда я проснулся и решил пройтись по берегу, чтобы оценить обстановку, увидел такое: вода в реке поднялась метра на полтора и шумно несла бледно-оранжевые волны. О, это уже совсем другая ситуация. Этот цвет нам знаком…