На главную » Все статьи » КАРАСИ 1942 ГОДА

КАРАСИ 1942 ГОДА

карасиПоехала я однажды проведать маму. Время летит, года бегут быстро и, к большому сожалению, старость берет свое… Мама попросила отвезти ее к старому дому, который был построен на берегу реки Чумгак. Эта река — правый приток Оржицы. Наверное, ей захотелось попрощаться с местами, где прошла ее молодость, так как силы с каждым днем покидали ее…

Старый домик приветливо встретил нас, хотя там давно уже никто не живёт. Оглядев все вокруг дома, мы спустились к речке. Она здесь неглубокая и неширокая, но очень красивая. Есть маленький пляж, где люди загорают. Справа виднеется железнодорожный мост. Впереди за речкой расстилается широкий зеленый луг, пасется небольшое стадо коров. Дальше выглядывает краешек зеленой лесопосадки, а за ним — снова бескрайний простор. Белоснежные облака плывут к далекому-далекому горизонту. Чудесный пейзаж, тишь и гладь…

Возле самого берега стояло несколько наспех сбитых из досок скамеек и небольшой старенький, много раз ремонтированный деревянный мостик, а дальше в камыше были утоптаны места для ловли рыбы. Проходя мимо такого места, мы увидели прозрачный пакет с мелкими карасиками (5-8 см), где-то килограмма полтора. Наверное, рыбак (скорее, горе-рыбак), закончив ловлю, выбрал более крупных карасей, а этих бросил на берегу. Карасики уже все были неживые.

Мама остановилась у пакета, присела на скамейку и задумалась. Я наблюдала за ней и не мешала. Отдохнув, она встала, взяла пакет, вырвала большой куст травы, положила в ямку карасиков, накрыла их сверху травой и мы вернулись домой. Всю дорогу мама молчала. А я ни о чем ее не спрашивала, но чувствовала, что еще услышу историю, как-то связанную с этими рыбками. И уже дома, спустя некоторое время, мама начала свой рассказ.

В войну это было. В 1942 году мне было 11 лет. Как и в каждом украинском селе, так и у нас в Кононовке, стояли немцы. Их было много, жили они почти в каждом доме. В наш большой дом полицай поселил немецкого офицера и двух солдат, а мы (моя мама и нас пятеро детей, старший брат и отец уже воевали) перешли жить в сарай. Тяжелое было время. Всю еду забирали немцы. Домашний скот и птицу пересчитывали, запрещали трогать, за непослушание — расстрел. Вся наша семья ела только картошку, которую ночью перенесли из погреба и закопали в конце огорода, да лепешки. А еще пили молоко. Мы свою корову некоторое время прятали в поле, в кукурузе. Братья по очереди там жили, а мы с сестрой носили им еду и забирали молоко. Голодно тогда было. Выживали все, как могли.

Однажды немец зашел к нам в сарай и увидел в ведре карасей. Как оказалось, он очень любил жаренную рыбу. После этого стал требовать у моей мамы, чтобы она ему каждый день приносила карасей. Больших карасей он отбирал себе, а маленькие оставались. Маленьких карасиков мама сушила в печи, хранила в стеклянных банках, а потом варила борщ. Холодный борщ с карасиками был очень вкусным и сытным. А еще мы с сестрой часто ели маленьких карасиков сырыми. Принесет, бывало, мама ведро с рыбой, а мы по два карасика в руки, и за сарай. Ногтями снимем чешую, подсолим и едим.

Так вот откуда у нас, теперь уже с моей сестрой, подумала я, такая тяга к сырой рыбе – наследственность. А мама продолжила свой рассказ:
Рыбу ловили удочками и ятерями. На прикормку брали сухой коровий навоз, копали червей, рубили все это, смешивали с землей, делали шары и бросали в воду. Мама почти каждый день ходила на рыбалку, мы с ней, и немцы привыкли, что мы с ведрами ходили туда-сюда. Под этим предлогом мама и мы спокойно ходили в кукурузное поле, где была наша корова. Носили еду, а домой приносили молоко.

Всего на несколько минут мама замолчала, и мне показалось, что все ее тяжелое детство в один миг пролетело у нее перед глазами. Я сидела, не шевелясь — ведь прошло столько времени, а мама никогда ничего такого нам не рассказывала. Еще немного помолчав, мама продолжила:
Не все немцы были плохими. Тот немецкий офицер, который жил в нашем доме, говорил, что не хочет убивать, показывал нашей маме фото своей жены и двух его маленьких детей. Может, поэтому он иногда давал нам печенье, шоколад и даже несколько раз спас нас от голода и расстрелов.

Однажды, когда немцы ходили по дворам и переписывали животных, он не пустил их в наш двор, а вечером приказал маме тихо зарезать поросенка. Тихо? А как это сделать?! И вот ночью, при луне, мама со своей кумой, чтобы не слышно было поросячьего визга на все село, одели ему на голову мешок с мукой и зарезали. Потом разделали тушку. Без шума трудились почти всю ночь, а мы, дети, как могли, им помогали. Когда рассвело, от поросенка и следов не осталось. Все было засолено, разложено и прикопано в огороде. Так две семьи еще смогли прожить некоторое время, не голодая.

«А дальше? Как жили дальше?» — тихо спросила я. «Расскажите еще», — хотя видела, как тяжело даются ей эти воспоминания.
Потом наши хлопцы подорвали мост через речку и сорвали доставку важного эшелона на фронт. Немцы озверели. Ввели комендантский час. Люди лишний раз боялись выходить на улицу. Мы тоже перестали ходить на рыбалку. Однажды немец сообщил маме, что через несколько дней в село зайдут каратели, будут делать зачистку, нужно прятать детей. Помню, почти за сутки мы выкопали в саду землянку и три дня, а может и больше, все там сидели.

Мама оборвала свой рассказ, устала…
Собираясь в очередной раз к маме, мы в машину положили удочки и прикормку для карася. А червячков решили накопать на месте. Ранним утром, в субботу, мы всей нашей дружной семьей приехали на речку. Там мы были уже не одни. Местные рыбаки стояли в камыше и дружно дергали карасиков. Выбрав место и хорошо прикормив его, мы забросили удочки. Карась ловился в основном на червя, а когда начинал капризничать, насаживали на крючок шарики из белого хлеба с запахом аниса. Не могу сказать, что был очень активный утренний клев, но на жареху и для борща с карасями мы наловили.

карасиРецепт борща с карасями от моей мамы:
• Фасоль – 1/2 стакана;
• свекла — 1 шт. (крупнее средней);
• морковь – 1 шт.;
• лук репчатый — 1 шт.;
• картофель — 4-5 шт.;
• капуста — половина среднего кочана;
• помидоры — 2-3 шт.;
• караси сушенные — 500 гр.;
• караси свежие — 2-3 шт. (или другая мелкая рыба) для бульона;
• масло сливочное домашнее — 70 гр.;
• сметана;
• масло растительное — 4 столовые ложки;
• петрушка, укроп, сельдерей, перец горошек, лавровый лист, соль, сахар, лимонная кислота, лимонный сок (выжать половину лимона, если нет, можно 2 ложки уксуса), мед – 1/2 чайной ложки. Чеснок — 1 долька.

Заливаем 3 л воды в 5-литровую кастрюлю и варим.
Фасоль отварить до готовности; морковь натереть на крупной терке, лук, помидоры мелко нарезать — обжарить все на растительном масле. Свеклу нарезать соломкой, посыпать немного сахаром, полить лимонным соком и тушить до готовности, 4 шт. картофеля нарезать кубиками, капусту нашинковать. Карасей разложить на противень, и в печь на сушку. Можно сушить в микроволновой печи, так быстрее. Караси должны быть как чипсы.

карасиВ кипящую воду закладываем рыбу, зелень и готовим бульон. Рыбу вынимаем, бульон процеживаем. В готовом бульоне фасоль, картофель кубиками и одну целую картофелину варим 10-15 минут. Добавляем капусту, варим 5-7 минут, добавляем свеклу тушенную, обжаренную морковь. Варим еще 3-5 минут. Достаем одну целую картофелину и растираем ее с маслом в пюре. Теперь закладываем карасей сушенных и 0,5 чайной ложки меда, варим на слабом огне 5-7 мин. В конце добавляем картофельное пюре, соль, специи, если нужно, то на кончике ножа лимонной кислоты (это по вкусу). Доводим до кипения и отставляем. Можно укутать, чтобы борщ настоялся, чем дольше, тем лучше. Сметану, укроп с чесноком закладываем в тарелку, когда подаем к столу. Борщ можно есть как горячим, так и холодным.